За 2017-2023 годы внешняя торговля Узбекистана выросла в 2,4 раза
В Узбекистане реализуются меры, направленные на либерализацию экономики и повышение конкурентоспособности экспортоориентированных отраслей экономики. В рамках Стратегии "Узбекистан-2030" особое внимание уделяется совершенствованию внешнеэкономической деятельности нашей страны в сфере расширения международного сотрудничества.
Одной из основных целей Стратегии является создание диверсифицированной структуры экономики и внешней торговли, которая позволит Узбекистану более эффективно решать глобальные и региональные экономические проблемы. К ним относятся снижение таможенных пошлин и упрощение процедур ввоза и вывоза товаров, которые должны способствовать росту внешнеэкономической деятельности.
Внешнеторговая стратегия Узбекистана направлена на создание устойчивой и конкурентоспособной экономики, способной адаптироваться к изменениям на международной арене и эффективно использовать свои ресурсы для достижения экономического роста.
В 2023 году в основном за рубеж были экспортированы фрукты и овощи, драгоценные металлы, текстильная, медная и медная продукция и части автомобилей. Среди наиболее импортируемых товаров лидируют лекарства, легковые автомобили, автозапчасти, нефть, пшеница и смартфоны.
Для детального изучения динамики внешнеэкономической деятельности в 2017-2023 годах были проанализированы годовые объемы внешней торговли с пятью ведущими странами-торговыми партнерами, имеющими наибольшую долю в товарообороте республики.
Динамика внешней торговли
В последние годы внешняя торговля Узбекистана имеет тенденцию к устойчивому развитию. В 2023 году по сравнению с 2017 годом экспорт страны вырос почти в 2 раза, импорт в 3 раза, а общая внешняя торговля - в 2,4 раза.
Степень свободы во внешнеторговой политике страны можно увидеть в Индексе зависимости от торговли или Индексе открытости, который рассчитывается как отношение показателей внешней торговли страны к ВВП. Этот показатель для нашей страны в 2017 году составлял 43%, а в 2023 году достиг 69%.
Рост экспорта в отраслях
Из динамики экспорта видно, что широкомасштабные реформы, проводимые с 2019 года, дают свои результаты. Выделяемые государством субсидии, интегрированные таможенные системы в "одно окно", освобождение экспортеров от таможенных пошлин, компенсация транспортных расходов и многие другие экспортные льготы показывают свои результаты в динамике внешней торговли страны.
За последние 6 лет (2017-2023гг.) показатели экспорта Узбекистана выросли на 98%. Наблюдался рост доли готовой продукции. Это свидетельствует о том, что экспорту Узбекистана удается экспортировать все более высокотехнологичную продукцию из-за торговли сырьем.
В частности, двигатели внутреннего сгорания (1,3%), запасные части автомобилей (1,2%), кузова автомобилей (0,74%), холодильное оборудование (0,68%) и др. Кроме того, Узбекистан имеет относительное преимущество перед другими странами в чистых хлопковых нитях (172%), шелковых тканях (85%), молибдене (79%), пшеничной муке (65%) и виноградной продукции (39%).
В 2023 году наибольшее количество экспортированных товаров составили драгоценные металлы ($8,15 млрд), текстильная продукция ($1,19 млрд), нефть и газ ($529 млн), пшеничная мука ($414 млн), фрукты и овощи.
Новые направления экспорта
В 2017-2023 годах налажено производство новой экспортной продукции. Среди них та продукция, которую Узбекистан не экспортировал в 2017 году, но в 2023 году получил большую прибыль от экспорта таких товаров как химические анализирующие приборы ($2,5 млн), красящие вещества ($6,9 млн), сельскохозяйственное оборудование ($24,68 млн), расчетное оборудование ($8,9 млн), шины ($7,8 млн) и другие.
Товарооборот Узбекистана в 2023 году увеличился на 23,8% и составил $62,6 млрд. Торговый дефицит достиг рекордного уровня - $13,7 млрд.
По данным Агентства статистики, внешнеторговый оборот Узбекистана в 2023 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на $12 млрд, или на 23,8%, и составил $62,57 млрд.
Основными рынками экспорта плодоовощной продукции стали Россия (37%), Пакистан (16,7%), Китай (12,3%) и Казахстан (10,3%).
В результате реализации постановления "О мерах по дальнейшей поддержке экспортной деятельности в 2020-2023 годах" общий экспорт 68 группированных товаров увеличился в 1,5 раза.
Экспортные возможности
Через индекс корреляции можно проанализировать, какие продукты государство может эффективно экспортировать в будущем. Согласно этому индексу, Узбекистан имеет высокий экспортный потенциал по таким товарам и продукции, как хромовая руда (0,23%), бобовые (0,22%), специи (0,22%) и нетканые женские костюмы (0,22%).
По данным атласа экономической сложности, Узбекистан может сравнительно легко диверсифицировать свой экспорт по 50 позициям. Хотя организационные работы и экспорт требуют более длительного времени, в список товаров с высокой рентабельностью входят автомобильные части, радиопередатчики, насосные компрессоры, средства управления движением, тракторы, текстильная, медицинская, ветеринарная и стоматологическая мебель и др.
Импорт
По мере роста экспорта в стране, рост спроса на импорт является естественным явлением. Хотя за 6 лет импорт вырос на 172%, в этот показатель входит также добавленная стоимость и повторно-экспортированные товары. Поэтому важно обратить внимание на долю импорта, которая удовлетворяет внутренний спрос государства.
В 2022 году этот показатель достиг 30%, то есть почти треть потребляемых товаров была импортирована.
Этот поток иностранной продукции оказал значительное влияние на рынок и привел к положительным и отрицательным последствиям. С одной стороны, из-за усиления конкуренции цены для потребителей снизились, а также расширился ассортимент товаров, имеющихся на рынке. С другой стороны, это стимулирует местных производителей повышать качество и конкурентоспособность.
Эти разнообразные товары свидетельствуют о растущем спросе страны на транспортные, инфраструктурные и энергетические ресурсы.
Примечательно, что значительный импорт легковых автомобилей свидетельствует о росте потребительских расходов и растущем спросе на зарубежные бренды. Вместе с тем, спрос на авиационное оборудование свидетельствует о развитии деятельности отечественных авиакомпаний.
Основные торговые партнеры
За указанный период товарооборот между Узбекистаном и Китаем значительно вырос, превратив Китай в крупнейшего торгового партнера страны. До этого, в течение 2021-2022 годов, ведущим торговым партнером являлась Россия. По состоянию на 2023 год Россия остается вторым по величине торговым партнером Узбекистана. Эти страны вместе с Казахстаном, Турцией и Республикой Корея являются 5 крупнейшими торговыми партнерами Узбекистана.
Основной объем услуг по доставке промышленной продукции Узбекистана в 2023 году приходится на долю России ($2,17 млрд, доля 34,3%) и Китая ($1,95 млрд, 30,9%), а также Казахстана ($715,2 млн, 11,3%), Турции ($353,6 млн, 5,6%) и Южной Кореи ($209,6 млн, 3,3%).
В 2023 году Узбекистан вышел на более чем 10 новых рынков, таких как Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Колумбия, Индонезия, а количество стран, в которые экспортируется местная продукция, достигло 85.
С начала 2024 года спрос на фрукты и овощи, выращенные в Узбекистане, а также различные сиропы и соки из них был высоким в таких странах, как Великобритания, Индия, Канада, США, Таиланд, Австралия.
К числу субъектов, занимающихся экспортом, присоединились 2 тысячи новых предприятий, география экспорта расширилась до 42 стран, впервые экспортировано 59 видов продукции.
Заключение
Реализуемые в Узбекистане меры создадут благоприятные условия для двукратного увеличения экспорта готовой продукции в ближайшие два-три года.
В частности, усилия по вступлению во Всемирную торговую организацию позволят наладить систему справедливой торговли со 164 странами и создать стабильные рынки. Исходя из соглашений ВТО ведется работа по гармонизации национального законодательства, приведению порядка и стандартов в соответствие с международными требованиями.
Кроме того, участие Узбекистана в GSP+ ЕС создало стране дополнительные торгово-экономические возможности. Для Узбекистана отменен ряд тарифов на продукцию, поставляемую в европейские страны. Это приведет к дальнейшему увеличению экспорта Узбекистана. Ожидаемая локализация производства машиностроения, автомобилей, высокотехнологичных товаров и медицинского оборудования в Европе увеличит спрос на различные электронные компоненты и металлические детали.
При этом страна может еще больше укрепить свои успехи и расширить производство электронных продуктов и мелких компонентов за счет снижения операционных издержек.
Кроме того, необходимость перехода Европы к "зеленой" экономике и диверсификации поставок металла может еще больше увеличить экспорт металлической продукции из Узбекистана.
Производство экспортоориентированной продукции является одной из точек развития страны. Оно будет осуществляться путем повышения экспортного потенциала отраслей экономики и регионов Узбекистана и их эффективного использования, уделения особого внимания привлечению и освоению инвестиций, прежде всего прямых иностранных инвестиций, расширению масштабов локализации производства.
Абдурашид Бозоров,Центр экономических исследований и реформ