ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ
В последние годы Узбекистан стремительно вступает в новый этап развития. Демократический имидж страны меняется. Происходят экономические, политические, социальные реформы и преобразования.
Главное, что в нашей стране основные фундаментальные права и свободы каждого человека стали реально обеспечены. В частности, соблюдение прав человека, обеспечение неприкосновенности частной собственности, гарантия свободы слова являются общечеловеческими ценностями, формирующими содержание деятельности государственных органов.
Самое главное, что такие принципы и понятия, как «человеческое достоинство», «человек – общество – государство», «государство – для человека», «возвышение человеческого достоинства», выдвинутые Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым, глубоко проникают в нашу реальную жизнь. Мы все являемся свидетелями того, что в Узбекистане, независимо от сферы или отрасли, целью реализуемых широкомасштабных реформ является прославление человеческого достоинства, поиск решений проблем, которые волнуют наш народ.
Принцип «Узбекистан – правовое государство» был закреплен в обновленной Конституции Узбекистана. Это свидетельствует о важности и значимости обеспечения приемлемости, совершенствования, народности и эффективности законодательства.
Следует отметить, что законотворчество состоит из сложного набора методов и инструментов. Он охватывает весь процесс от выявления потребности в нем в обществе до принятия законодательного акта и его реализации.
В целях полного правового обеспечения реализуемых сегодня интенсивных реформ совершенствуется и процесс осуществления законотворческой деятельности. Потому что успешная реализация реформ во многом зависит от качества законотворческого процесса.
Учитывая, что на новом этапе развития Узбекистана стоят весьма актуальные задачи в сфере нормотворчества, большое внимание уделяется дальнейшему повышению качества работы нижней палаты в сфере законотворчества.
Был введен ряд новых демократических процедур, основанных на приоритетном принципе, согласно которому «единственным источником и автором закона должен быть народ».
Установлен порядок общественного обсуждения законопроектов в нижней палате парламента. Особое внимание отведено принятию законов прямого действия, то есть не требующих разработки дополнительных актов для своей реализации.
В то же время осуществляется пересмотр всей правовой базы законодательного процесса отдельной сферы и принимается целый ряд целостных законов. Это служит обеспечению систематизации и комплексности законодательной базы.
Законодательная палата превращается в настоящую «школу демократии», в площадку беспристрастных дебатов и дискуссий по каждому законопроекту. В обсуждении законопроектов наряду с представителями инициаторов проектов, министерств и ведомств активно участвуют отраслевые эксперты, специалисты и ученые, для них создаются все возможности для выражения своего мнения.
Сегодня масштаб законотворческой деятельности, и объем работы Законодательной палаты гармонизированы с проводимыми в нашей стране реформами. Наглядным подтверждением этому является тот факт, что к примеру, в 2016 году Законодательной палатой было принято и отправлено в Сенат 19 законов, а в 2023 году этот показатель вырос до 99.
Складывается практика обсуждения законопроектов преимущественно во фракциях политических партий и комитетах Законодательной палаты. Данная практика имеет большое значение при доработке законопроектов с участием представителей субъектов законодательной инициативы, отраслевых специалистов, экспертов и ученых, в частности это позволяет в еще в более полном объёме выражать в принимаемых правовых актах интересы избирателей, а также служит обеспечению эффективной реализации этих законов.
Обеспечивается эффективность
действенного парламентского контроля
На основе прямых инициатив и идей Главы нашего государства особое внимание уделяется коренному совершенствованию контрольно-аналитической деятельности парламента. Укрепляется его правовая база. Вводятся новые формы парламентского контроля.
В частности, в Законодательной палате введен институт «Правительственный час» в рамках которого заслушиваются ответы членов правительства на вопросы депутатов. С 2019 года внедрена практика рассмотрения кандидатур в члены Кабинета Министров на заседани нижней палаты.
Управление государственного бюджета, созданное в нижней палате, служит для установления эффективного контроля за формированием и исполнением бюджета.
В то же время, не будет преувеличением сказать, что на основе новой редакции Конституции Республики Узбекистан контрольная деятельность парламента перешла на совершенно новый качественный уровень.
Анализ показывает, что большинство нововведений внесеных в обновленную Конституцию и относящихся к парламентской деятельности направлены на усиление контрольной деятельности нижней палаты парламента.
К примеру, с целью устранения параллелизма и дублирования были пересмотрены совместные полномочия Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, в том числе относящиеся к исполнению надзорных функций.
Следует признать, что параллелизм при осуществлении контрольной деятельности палат Олий Мажлиса негативно сказывался на эффективности работы государственных органов и снижал эффективность мер парламентского контроля. Например, установлено, что запросы неоднократно направляются в одно и то же ведомство и по ним неоднократно проводятся слушания их руководителей (в 2020 году в МВД было направлено 4 запроса, и проведено 6 слушаний руководства МВД). Имеются случаи повторяющихся исследований по одним и тем же вопросам в одних и тех же регионах (в Андижанской области в 2021 году палатами проведено 8 исследований, в этот период в других регионах проведено 1-2 исследования).
Еще один важный момент. Закрепление в Конституции в качестве совместного полномочия палат Олий Мажлиса – определение максимального размера государственного долга Республики Узбекистан.
Ранее эти полномочия не были определены на уровне Конституции они регулировались законодательными нормами. Например, полномочия Олий Мажлиса по определению максимального размера государственного долга закреплены в Бюджетном кодексе (статья 152), в Законе «О внешних заимствованиях» (статья 4). Исходя из этого, определение максимального размера государственного долга было включено в сферу общих полномочий палат Олий Мажлиса.
Кроме того, в целях усиления роли Парламента в борьбе с коррупцией решено рассмотреть Национальный доклад о борьбе с коррупцией в Республике Узбекистан.
Также в целях повышения эффективности парламентского расследования, обеспечения вовлеченности и участия обеих палат парламента в проведении данного расследования было предусмотрено, что парламентские расследования будут проводиться только по согласованию двумя палатами.
Подобные реформы парламентской деятельности, особенно введение таких форм подотчетности, принципиально повышают открытость и ответственность правительства. Вопросы, поднятые местным населением, доводятся до сведения правительства..
Народные представители – становится настоящими
выразителями воли народа
Одним из важнейших направлений деятельности депутатского корпуса является расширение связей с избирателями, выявление проблем населения и их решение посредством эффективного использованием форм парламентского контроля.
Инициативы Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева по совершенствованию механизмов установления прочных связей между депутатами и избирателями дают парламенту возможность глубоко изучать проблемы, волнующие население, быть мостом между народом и государственными институтами и в полной мере выражать интересы избирателей.
За прошедшее с момента начала прорывных реформ время приоритетом в деятельности народных представителей стал принцип, согласно которому не избиратели должны идти к своим избранникам, а депутаты должны идти к своим избирателям, а непрерывный диалог с населением поднялся на новый качественный уровень.
Раньше депутаты выезжали на встречи с избирателями три-четыре раза в год, теперь же последняя неделя каждого месяца отведена для работы депутатов в своём избирательном округе. Будучи важным направлением всестороннего и полного удовлетворения (выражения) интересов избирателей, данный механизм сформировал устойчивый порядок, обеспечивающий получение депутатами информации “из первых рук” о потребностях, проблемах и реальном положении дел на местах непосредственно от своих избирателей.
Депутаты в своих избирательных округах установили постоянную связь с территориальными Народными приемными Президента Республики Узбекистан. В ходе выездной деятельности депутатов в свои избирательные округа во взаимодействии с Народными приёмными организуются совместные приёмы граждан. Так, в течение 2023 года было принято более 12,5 тысяч граждан.
Народные депутаты не только изучают проблемы и недостатки, высказываемые гражданами, но и уделяют особое внимание вопросам, требующим решения в важных сферах общественной жизни, с учетом мнения народа и интересов населения.
Укрепление международных связей и развитие межпарламентского сотрудничества является одним из важных направлений деятельности Законодательной палаты.
Узбекистан эффективно сотрудничает с наиболее влиятельными международными парламентскими организациями мира – Межпарламентским союзом, Парламентской ассамблеей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Межпарламентской ассамблеей Содружества Независимых Государств.
В настоящее время в Олий Мажлисе действуют 58 групп межпарламентского сотрудничества которые взаимодействуют иностранными парламентами. Эти группы межпарламентского сотрудничества служат постоянной диалоговой площадкой для дальнейшего развития отношений с законодательными органами зарубежных стран и, в свою очередь, становятся удобным механизмом ведения открытого, конструктивного и живого диалога с представителями иностранных парламентов.
Словом, развитие основных направлений национального парламентаризма в Новом Узбекистане созвучно с желаниями и надеждами благородного многонационального народа нашей страны.
Деятельность Олий Мажлиса как важного и независимого института играет важную роль для обеспечения стабильного развития нашей страны, формирования подлинно правового государства, создания конструктивной и созидательной среды в нашем государстве.
Валишер Давлятов,
заместитель директора Института
парламентских исследований при
Законодательной палате Олий Мажлиса
Республики Узбекистан