Шухрат Иргашев: Завершение правового оформления узбекско-кыргызской границы открывает перед двумя странами большие возможности для укрепления безопасности и стабильности и развития сотрудничества
Предпринятые Узбекистаном и Кыргызстаном совместные усилия по разрешению спорных вопросов по делимитации Государственной границы показывают заинтересованность двух государств в развитии отношений стратегического характера, отметил в интервью ИА «Дунё» начальник отдела Информационно-аналитического центра международных отношений МИД Узбекистана Шухрат Иргашев.
– Принятая в октябре 2017 года в ходе государственного визита Президента Шавката Мирзиёева в Кыргызстан «Декларация о стратегическом партнёрстве, дружбе, добрососедстве и укреплении доверия» способствовала укреплению взаимопонимания между государствами, – сказал эксперт. – Подписанный во время визита Договор о госгранице между двумя странами позволил впервые в новейшей истории взаимоотношений согласовать около 85% линии совместной границы, общая протяженность которой составляет 1472 километра.
В ходе состоявшегося 11-12 марта 2021 года государственного визита Президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Узбекистан двусторонние отношения были выведены на качественно новый уровень. Главы государств в принятом по его итогам Совместном заявлении подчеркнули, что «завершение правового оформления прохождения линии государственной границы между Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой и превращение ее в границу дружбы, добрососедства и сотрудничества, отвечает жизненно важным интересам двух братских народов». Правительственным делегациям двух стран было поручено активизировать переговорный процесс по завершению делимитации оставшихся участков государственной границы.
3 ноября 2022 года в городе Бишкеке в ходе политических консультаций между делегациями во главе с министрами иностранных дел двух государств обсуждены актуальные вопросы узбекско-кыргызского двустороннего и многостороннего сотрудничества. Особое внимание было уделено вопросам делимитации государственной границы между странами.
Стороны подчеркнули, что завершение юридического оформления линии прохождения Госграницы на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства отвечает интересам как двух стран, так и всей Центральной Азии.
В ходе мероприятия состоялось подписание Договора об отдельных участках узбекско-кыргызской государственной границы и Соглашения о совместном управлении водными ресурсами Андижанского (Кемпир-Абадского) водохранилища.
Законы об их ратификации были приняты Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан 14 ноября, одобрены Сенатом 18 ноября и подписаны Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым 30 ноября 2022 года.
17 ноября 2022 года парламент Кыргызской Республики ратифицировал международные договора по границе и Андижанскому водохранилищу. Законы о ратификации договоров были подписаны Президентом Кыргызской Республики Садыром Жапаровым 29 ноября 2022 года.
Завершение договорно-правовой делимитации границ полностью соответствует национальным интересам Узбекистана и Кыргызстана, а также несет равные политические и социально-экономические выгоды обеим сторонам. Достижение договоренностей о совместном управлении Андижанским водохранилищем, как и окончательное урегулирование госграницы между Узбекистаном и Кыргызстаном, будут способствовать достижению следующих целей.
Во-первых, укреплению добрососедства в приграничных районах двух стран и созданию необходимых политико-дипломатических условий для взаимодействия в поддержании региональной стабильности и безопасности. Юридически согласованные границы позволят более эффективно противодействовать угрозам терроризма, наркотрафика и контрабанды. Пограничные и другие силовые структуры двух государств смогут полноценно сотрудничать согласно нормам межгосударственных соглашений и международного права, противодействуя указанным вызовам и угрозам безопасности.
Важно отметить, что полное правовое урегулирование границы между нашими странами будет способствовать устранению основных причин для пограничных конфликтов, обеспечению стабильности и безопасности для граждан двух государств, прежде всего населения приграничных территорий.
Во-вторых, продвижению экономического сотрудничества и повышению эффективности партнерства между странами. Узбекистан и Кыргызстан планируют увеличить общий объем взаимного товарооборота до 2 миллиардов долларов США. В 2021 году товарооборот между двумя странами составил 952,6 миллиона долларов. Кыргызстан является шестым крупнейшим внешнеторговым партнёром Узбекистана. Вступление в силу указанных соглашений создаст условия для увеличения пунктов пропуска на границе между двумя странами, наращивания взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества, снятия избыточных ограничений на пересечение границ, облегчая гуманитарные контакты.
Пограничное урегулирование позволит перейти к полномасштабной реализации совместных проектов регионального и международного значения, в том числе строительству железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай». Реализация этого проекта кардинально улучшит транспортно-логистическое положение двух стран, а также позволит существенно оживить хозяйственную деятельность как в двух наших странах, так и в регионе в целом.
В-третьих, улучшению условий обеспечения экономики и населения водными ресурсами. Совместное управление Андижанским (Кемпир-Абадским) водохранилищем укрепит стабильное водопользование в двух странах, что имеет исключительно важное значение в условиях глобального изменения климата.
Достигнутая договоренность придаст импульс полноценному участию Узбекистана в сооружении в Кыргызстане ГЭС «Камбар-Ата-1», что станет важным примером взаимовыгодного взаимодействия двух стран в решения водных и энергетических проблем. В целом, будет создан полезный прецедент для правового урегулирования водно-энергетических проблем Центральной Азии на основе принципов разумных компромиссов и взаимного учета интересов.
В-четвертых, созданию более благоприятных условий для жизнедеятельности населения приграничных районов. Урегулирование спорных участков границы позволит активизировать контакты граждан двух стран, будет стимулировать рост приграничной торговли, способствовать строительству новых инфраструктурных проектов, созданию новых рабочих мест, и, тем самым, будет содействовать росту благосостояния жителей приграничных районов как Узбекистана, так и Кыргызстана.
Между тем достижение договоренностей по границе Узбекистана с Кыргызстаном вызвало весьма позитивную реакцию и высокую оценку среди международных экспертов. По их мнению, договорно-правовое урегулирование границ между двумя дружественными государствами может стать примером мирного разрешения пограничных вопросов в регионе.
Таким образом, завершение правового оформления узбекско-кыргызской границы открывает перед двумя странами большие возможности для укрепления безопасности и стабильности, развития экономического сотрудничества, станет вкладом в укрепление атмосферы добрососедства и сотрудничества в Центральной Азии. Реализация достигнутых договоренностей также позволит значительно улучшить внешнеполитический имидж двух стран как ответственных субъектов международных отношений, способных совместно решать межгосударственные проблемы на основе взаимного уважения и учета интересов друг друга.