Узбекистан и ШОС
Активная и прагматичная внешняя политика, проводимая под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, укрепляет роль и авторитет нашей страны не только в регионе, но и в глобальном масштабе, повышает ее влияние на международные процессы.
В этой связи особое значение имеет многостороннее сотрудничество с международными и региональными организациями, в частности участие Узбекистана в деятельности Шанхайской организации сотрудничества.
Можно сказать, что передача Узбекистану председательства в Организации на 2021-2022 годы стала логическим продолжением нашей активной и открытой внешней политики, реализуемой в последние 6 лет.
В прошлом году на Душанбинском саммите ШОС глава нашей страны обозначил самые приоритетные направления председательства в Организации, такие, как активизация совместных усилий по обеспечению мира и стабильности на пространстве ШОС, углубление торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества, расширение транспортных и коммуникационных связей, взаимодействие по вопросам сокращения бедности, обеспечения продовольственной безопасности, широкое использование имеющегося потенциала в сферах здравоохранения, культурно-гуманитарной и в борьбе с изменениями климата.
В ходе председательства Узбекистана в ШОС во всех направлениях сотрудничества проведено свыше 80 мероприятий.
В результате проведенных масштабных мероприятий на предстоящем саммите планируется представить на подписание более 30 документов.
Несомненно, одной из основных целей самаркандского саммита является вопрос дальнейшего расширения семьи ШОС. В рамках Совета глав государств ожидается подписание меморандума об обязательствах Исламской Республики Иран по получению статуса члена ШОС.
Это станет важным шагом в реализации принятого в прошлом году решения о начале процесса принятия Ирана в полноправные члены.
Кроме того, будет принято решение о расширении состава стран-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС.
На саммите ожидается подписание документов об установлении сотрудничества между ШОС и рядом международных и региональных организаций.
Еще одним важным документом, который готовится к принятию, является Комплексный план по реализации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС на 2023-2027 годы.
Этот стратегически важный документ был разработан по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева и получил поддержку всех государств-членов ШОС.
Проект плана включал направления сотрудничества во всех сферах в рамках Организации, в настоящее время в нем около 120 мероприятий. В частности, особый акцент делается на развитие торгово-экономических отношений. Так, определены конкретные меры по дальнейшему укреплению промышленной кооперации, партнерства в инвестиционной, энергетической, транспортной, информационно-телекоммуникационной, сельскохозяйственной, таможенной и других сферах, в области логистики, а также ответственные за их реализацию ведомства.
Этот Договор по значимости можно сравнить с Хартией ШОС. Если Хартия — это «душа» Организации, ее «компас», то Договор — это «совесть» ШОС. Обязанностью каждого государства-члена является внесение своего вклада в его осуществление.
Этот документ направлен на обеспечение правильного, ритмичного и стабильного функционирования «компаса», дающего Организации возможность не сбиваться с избранного пути.
Хартия и соглашение, по сути, являются основой для политико-правовых связей ШОС, определяют ее философию и облик на долгосрочную перспективу, на весь период существования Организации.
Основные особенности соглашения заключаются в том, что каждое положение документа отвечает национальным интересам всех государств-членов, а также целям долгосрочного совместного развития на огромной территории ШОС.
Поэтому выносимый на подписание Комплексный план и указанные в нем конкретные меры будут служить интересам всех государств-членов ШОС и, в том числе Узбекистана.
ШОС – крупнейшая региональная организация в мире
Общая площадь государств-членов ШОС составляет 34 млн км², это 60% Евразийского континента. Население государств-членов около 3 миллиардов человек, или около половины населения мира. На страны ШОС приходится 20% мировой экономики.
Принимая Иран в качестве полноправного члена, ШОС открывает дверь на Ближний Восток, считающийся стратегически важным регионом.
Всем очевидно, что залогом успеха Организации является многоплановое сотрудничество и открытость. Поэтому структура проявляется в качестве удобной площадки для открытого диалога, широкого межрегионального партнерства.
Узбекистан - один из учредителей Шанхайской организации сотрудничества
Узбекистан всегда признается одним из лидеров в определении дальнейшей стратегии развития взаимовыгодного сотрудничества в рамках ШОС.
Мы рассматриваем ШОС в качестве инструмента борьбы с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, транснациональной организованной преступностью, распространением наркотиков, а также как Организацию, способствующую развитию многопланового сотрудничества в торгово-экономической, транспортной и культурно-гуманитарной сферах.
Наша страна до этого трижды председательствовала в Организации. По инициативе Узбекистана в 2004 году в Ташкенте была создана Региональная антитеррористическая структура ШОС, внедрен формат встреч секретарей советов безопасности, запущен механизм предоставления статуса наблюдателя в ШОС.
На заседании Совета глав государств-членов, состоявшемся в нашей столице в 2010 году, были приняты Порядок работы всех органов Организации и Положение о порядке приема новых членов.
Одним из главных результатов Ташкентского саммита Шанхайской организации сотрудничества в 2016 году стало подписание меморандумов об обязательствах Индии и Пакистана в целях получения статуса государства-члена ШОС. Это послужило укреплению потенциала Организации и дальнейшему повышению ее роли на международной арене.
С 2017 года наша страна превратилась в инициатора дальнейшего развития сотрудничества в рамках ШОС.
За пять лет Президент Узбекистана выдвинул на саммитах ШОС 54 инициативы по повышению эффективности сотрудничества в политической, торгово-экономической, транспортно-логистической, инновационной и других сферах. 37 из них реализованы, еще 17 находятся в процессе реализации.
На Душанбинском саммите был принят ряд инициатив, выдвинутых узбекской стороной, – программа «Зеленый пояс» ШОС, План взаимодействия стран ШОС по вопросам обеспечения международной информационной безопасности, Концепция Экономического форума ШОС, а также Положение о туристической и культурной столице ШОС.
Как свидетельствует анализ, по реализуемым инициативам Узбекистан занимает лидирующие позиции в ШОС. Если в прошлые годы узбекская сторона в основном проявляла активность в сфере безопасности, то сейчас акцентирует внимание на необходимости наращивания общего потенциала за счет таких направлений, как экономика, транспорт и логистика, инновационное и цифровое развитие, культурная и общественная дипломатия.
Стратегия, реализуемая на пространстве ШОС по инициативе нашего Президента, основывается на таких важных принципах, как конструктивность, прагматизм и инициативность.
Превосходство внешней политики Узбекистана выражается в том, что инициативы, выдвигаемые Ташкентом в рамках ШОС, в частности направленные на устойчивое развитие региона, полностью отвечают национальным интересам стран-членов. Поэтому эти инициативы широко поддерживаются всеми государствами-членами ШОС.
Работа, проведенная под председательством нашей страны в преддверии саммита в Самарканде обогатила деятельность Организации конкретными и эффективными, новыми и важными проектами. Итак, можно утверждать, что Узбекистан с честью выдержал очередное непростое политическое испытание.
Итоги председательства Узбекистана в ШОС будут подведены на саммите, который пройдет 15-16 сентября в Самарканде.
Уверены, что он станет крупным политико-дипломатическим форумом и войдет в историю как важный шаг на пути дальнейшего развития Организации.
Анвар НАСЫРОВ,
директор Международного института центральноазиатских исследований
УзА