ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2017  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ДИАЛОГА    C   НАРОДОМ   И  ИНТЕРЕСОВ   ЧЕЛОВЕКА                   НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  25  ЛЕТ                      УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Дайджесты прессы Узбекистана

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты

 






















 



GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Музыка наших сердец

Музыка наших сердец

        "Канатоходец в небе идет по натянутому канату и поет макомы. Люди Земли зачарованно глядят на него и слушают, как звучит его прекрасный голос. Но вдруг канат обрывается. По всем законам физики канатоходец должен упасть. Но голос его не смолкает. Звучат макомы, и канат не падает. Вот чудо макомов. Именно они, держа в воздухе канат, ведут певца над барханами Кызылкумов, над скалами Чимганского хребта, над необъятной Родиной предков. И пока звучат макомы, будут течь реки и цвести сады. А голоса, поющие макомы, не смолкнут никогда. Они вечны - в них бессмертная душа народа". Удивительная притча, рассказанная в "Этюде о макомах" народным поэтом Узбекистана Александром Файнбергом, как нельзя более точно раскрывает феномен нашего классического искусства, которое своим волшебством притягивает сотни гостей и участников в Самарканд на Международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари".
О его истории, вкладе в мировую музыкальную культуру, великом духовном богатстве народа - Макомате рассказывает заслуженный деятель искусств Узбекистана, лауреат международной премии Отаназар МАТЯКУБОВ:
       - Фестиваль "Шарк тароналари" признан ЮНЕСКО крупнейшим фестивалем музыки Востока. В дни его проведения Самарканд становится одним из музыкальных центров мира. Особым содержанием и философией его наполняют уникальные архитектурные памятники, шедевры классической музыки. Неслучайно в недавней встрече с творческой интеллигенцией страны Президент Шавкат Мирзиёев постоянно употреблял термин "маком", говорил о том, что это наше национальное достояние, гордость, живая традиция, которой может гордиться далеко не каждая, даже самая экономически высокоразвитая страна.
       ММФ "Шарк тароналари" - беспрецедентный форум, который не имеет аналогов в мире. Уникальны не только его цели и задачи по сохранению, развитию и популяризации духовного наследия, но и место проведения - площадь Регистан, являющаяся "живой" декорацией. Она требует только одного дополнения - высветить древнейшие исторические памятники и подчеркнуть их красоту.
       Ни в одной стране не проводятся такие крупные форумы под эгидой государства, не тратятся такие огромные средства. Для нас участники - гости, а фестиваль - прежде всего праздник, или как говорят в Узбекистане - той, на который приходят с подарками. Все собираются на площади, и артисты, поэты, музыканты демонстрируют лучшие свои достижения. В древности это называли "форумом".
        Но мы должны показать всему миру не только красивую площадь. Это живая история. В Самарканде, как и пятьсот, тысячу лет назад, поют те же самые песни, так же одеваются и танцуют. Меняются детали, но дух города остался прежним. Ведь недаром туристы рано утром встают и гуляют на заре по узким улочкам, впитывают красоту архитектурных памятников, переживших века. Наша задача - чтобы каждый раз гости со всего мира не просто были восхищены, а ахнули от удивления! На это направлено удивительное театральное действо - титанический труд режиссеров-постановщиков, технических работников во главе с нашим прославленным режиссером Баходыром Юлдашевым.
        В 2000 году довелось побывать в Вашингтоне, где состоялся ММФ "Silk roаd" ("Великий шелковый путь"), участниками которого стали наши ремесленники и музыканты. Для его проведения построили целый городок. Пять огромных шатров олицетворяли главные пункты Великого шелкового пути от Японии до Рима. В центре - Самарканд. Здесь известным индийским художником был даже воссоздан макет Регистана.    Так вот, он прошел всего один раз. Наш же фестиваль не просто выдержал испытание временем. С каждым годом расширяет рамки, обретает новые качества.
       Традиция - не музей, не застывшие формы, перед которыми надо низко кланяться и снимать шляпу. Она должна обновляться. Никакие пластинки, диски, всевозможные технические инновации не заменят живого звука. В этом наш фестиваль - также беспрецедентный.
       Еще очень важная, глубочайшая фундаментальная часть, требующая тщательной подготовки, - то, что в рамках этого масштабного исполнительского форума проходит международная научная конференция.    Сегодня интерес к музыке, истории Востока огромен. В частности, действует комитет при ЮНЕСКО, в мире много профессионалов, которые занимаются изучением макомов. И не только в Азербайджане, Иране или Турции. У этого направления много поклонников и в Европе, США. Так, недавно опубликована книга "Музыка Центральной Азии". Руководитель проекта - американский ученый, профессор музыки, доктор философии, магистр искусств Теодор Левин. Символично, что на ее первой обложке изображен Регистан, а на последней - Хорезм. Издан труд Фредерика Старра "Утраченное просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до эпохи Амира Темура", который начинает повествование о Беруни и заканчивает Мирзо Улугбеком. Или уникальная книга "Шашмаком", изданная в Берлине под руководством Ари Бабаханова - тридцатилетний труд ученого.
       Мне довелось участвовать в нескольких фестивалях как в качестве члена жюри, так и в подготовке научной конференции. Считаю, надо искать новые формы. К примеру, зачем превращать всю конференцию в чтение докладов. Гораздо интереснее провести в ее рамках мастер-классы. Их могут дать гости - известные зарубежные ученые-музыковеды или такие музыканты, как Абдухашим Исмаилов, Муножат Юлчиева.    Есть у нас и замечательные молодые специалисты - нужно и им дать возможность показать себя. Например, педагог Государственной консерватории Нодира Пирматова, которая свободно владеет английским, может взять в руки дутар или тамбур и на практике показать, что такое ферганский маком. Иляс Арабов, лауреат премии "Нихол", прекрасно исполняет шашмаком, а мой ученик Рустам Болтаев принимал непосредственное участие в подготовке хорезмской нотации, может сыграть на любом инструменте.
        Вспоминаю несколько ярких моментов. На втором фестивале студенты Техасского университета исполнили классическую узбекскую мелодию "Муножат". Мы месяц с ними репетировали, записывали ноты. Слушатели были в восторге. Но для этого же надо гореть! На седьмом фестивале, знакомя с музыкой Хорезма, провели мастер-класс в одной из оживленных махаллей Самарканда. Тот же Рустам Болтаев играл на танбуре, дутаре, показал, какие там были мужские танцы. Места не хватило всем желающим. Или вспоминаю, как прекрасный музыковед Ирода Дададжанова на X ММФ "Шарк тароналари" прочла доклад    "Изменения музыкальной карты мира" на английском языке, открыв им конференцию.
        Хочется сказать о том, что изначально планка фестиваля взята очень высокая. Задачи, поставленные перед ММФ "Шарк тароналари", - сохранение традиций, создание благоприятной почвы для культурного обмена между народами и общечеловеческими ценностями, о которых должны знать все, - достигнуты и продолжают выполняться с честью.
        До очередного фестиваля осталось совсем немного. Мы непременно покорим весь мир, удивим гостей. Но основная цель, конечно, - убедить. Именно в этом заключается сила искусства. Не в обиду нашим соседям, мы должны всему миру показать, что центр притяжения, сердце Центральной Азии, находятся здесь, в Самарканде. И ММФ "Шарк тароналари" служит маяком для всех, кто любит и ценит дружбу, традиции, классическую музыку, которая освещает своим светом наш сегодняшний день.
        Гёте писал: "Там, где кончается слово, начинается музыка". У Ибн Сины сказано: "Превосходство музыки над речью такое же, как речи над молчанием!" Музыка - международный язык, и на каком бы мы не говорили, суть, смысл не меняются. Это язык сближения душ.
        Подобное масштабное мероприятие, имеющее огромную духовную и политическую направленность, - не только честь для любого государства, но и большая ответственность перед мировым сообществом.    Поэтому надо отдать должное нашему Первому Президенту, в 1997 году предложившему идею проведения такого форума. Время показало, что он принял правильное решение, соединив историю, культуру, искусство и народы многих стран в событии мирового масштаба под названием Международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари". Народный артист Узбекистана Ульмас Расулов как-то сказал, что его сердце наполняет гордость, что такой форум проводится именно у нас в стране, приведя в качестве примера слова великого индийского музыканта, музыковеда Нарайана Менона: "Если музыканты всего мира почаще будут встречаться, на Земле будут мир и спокойствие".
        " Шарк тароналари" - олицетворение величия нашей Родины и самого человека, в нем заключены мудрость и изящество Востока. Понятия эти практически неразделимы, очень символичны и означают только одно - мы открыты для всех!


Источник: газета «Правда Востока»

 

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана  - 26 лет

 

8 декабря - День Конституции Республики Узбекистан

 


2017 год - Год диалога с народом и интересов человека

 

 

XII Международная узбекская хлопковая и текстильная ярмарка


 

Цели в области устойчивого развития до 2030 года

Сотрудничество Узбекистана в рамках МОТ

Международный инвестиционный форум в г.Ташкенте
 


IX Международная промышленная ярмарка и Кооперационная биржа

Проблемы Аральского моря

 

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране


Книга Первого Президента Республики Узбекистан

 

Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


 

 

 

 

На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2009

На верх