ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2017  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ДИАЛОГА    C   НАРОДОМ   И  ИНТЕРЕСОВ   ЧЕЛОВЕКА                   НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  25  ЛЕТ                      УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Дайджесты прессы Узбекистана

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты

 






















 



GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ШАРК ТАРОНАЛАРИ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ШАРК ТАРОНАЛАРИ»

     Мелодии, звучащие сквозь тысячелетия
   
Считанные дни остаются до открытия в Самарканде международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари» — одного из самых грандиозных событий в культурной жизни нашей страны и знаковых для исполнителей из разных уголков планеты. Древний город примет масштабный творческий форум уже в 11-й раз, демонстрируя миру свой статус перекрестка культур.
     Обширные археологические материалы, полученные в процессе раскопок на территории древнего Согда, столицей которого был Самарканд, свидетельствуют о высоком уровне развития здесь искусства много тысячелетий тому назад. Учеными обнаружены материальные свидетельства богатой и насыщенной духовной и культурной жизни жителей древнего города, неотъемлемой частью которого была музыка. Самым старинным музыкальным инструментом, обнаруженным археологами, является флейта — визги, изготовленная 3,5 тысячи лет назад. Артефакт, найденный на территории Ургутского района, представляет собой вырезанный из кости животного инструмент, сохранившийся фрагмент которого составляет 4,2 сантиметра. Внешняя сторона флейты тщательно отшлифована, в центре сделано ромбовидное отверстие.
     Многочисленные терракотовые фигурки, извлеченные на свет в древнем городище Афросиаб, отражают существовавшие в древности на этой земле музыкальные инструменты. Среди них выделяются три группы. Первая — духовые: различные флейты, сурнаи и карнаи. Вторая — ударные: большие и малые дойры (бубны), медные тарелки — литавры. И третья — струнные или щипковые: лютня, танбур, арфа, кифара. Изображения музыкантов сопровождают культовые или светские сцены на раннесредневековых росписях Афросиаба и Пенджикента.
      Известно, что согдийцы играли важную роль в прокладке дорог и становлении торговых колоний на Великом шелковом пути. По ним шли не только караваны с разными товарами ремесленников Согда, но и передавались достижения культуры, которые постепенно достигли Китая, Кореи и даже Японии. Как пишет китайский ученый Сунь Сянь, с V по X века песни, танцы и музыка самаркандских согдийцев исполнялись во дворце китайского императора, звучали на улицах городов и сел.
       Уже к VI веку несколько среднеазиатских инструментов стали популярны в этой стране. Это лютня, получившая местное название пипа, и чанг.
Китайские поэты эпохи Тан воспевали чарующую красоту певиц и танцовщиц из Согда. Музыкантов края за их высокое искусство окружали большим почетом во дворцах императоров и высоких чиновников.  Японский ученый Кисибэ насчитал имена более 30 музыкантов из Центральной Азии и Восточного Туркестана, служивших при дворце императора Тан.
      В IX—X веках народы Средней Азии, Ирана оказались объединены одной религией, торговыми, культурными связями. Произошло и сближение музыкальных традиций. Благодаря этому первоначально распространенный у народов музыкальный инструмент — уд можно встретить в Северной Африке и даже в Андалузии (Испания).
Мовароуннахр в IX—X веках был центром ренессанса не только в области науки, но и культуры. Научным анализом музыки занимались такие великие ученые-энциклопедисты, как Беруни, Ибн Сино, Хорезми. А в фундаментальном труде Абу Насра Фароби «Китоб ал-мусика аль-кабир» (Большая книга музыки) нашли отражение знания, практика и стили, накопленные народами Центральной Азии и Среднего Востока за многие столетия.
     Очередной взлет музыкальной культуры приходится на период правления Темуридов. Слияние разных языков, традиций и культур в рамках одного государства послужило основой для взаимообогащения музыкальных культур. При дворе Амира Темура жил и творил знаменитый музыкант Ходжа Абдукодыр Мароги. По предложению правителя он переехал из Багдада в Самарканд, где для него были созданы все условия для глубоких занятий музыкой. Под высоким покровительством на протяжении многих лет сначала при дворе Сахибкирана, а затем Улугбека и Шохруха Мароги создал более 200 произведений.
      На развитие музыкального искусства огромное влияние оказал и живший в ту эпоху великий узбекский поэт и мыслитель Алишер Навои, который, по словам современников, и сам создавал музыкальные произведения.
      В период правления Амира Темура начался процесс формирования музыкального сборника «Шашмаком», который вот уже более 600 лет исполняется и ценится как шедевр классического узбекского музыкального искусства и пения. На стыке XVI—XVII веков в Самарканде жил и творил еще один крупный музыковед Дарвеш Али Чанги. В его произведениях приведены сведения о более 350 музыкантах и композиторах, живших и творивших в Средней Азии.
       Обретение Узбекистаном независимости придало новый импульс возрождению национальных духовных и культурных ценностей, а организация и проведение в Самарканде международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари» возвеличили музыкальное искусство нашей страны до мирового уровня.



Амриддин БЕРДИМУРАДОВ,
директор Института археологии Академии наук Узбекистана

Источник: газета «Народное слово»

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана  - 26 лет

 

8 декабря - День Конституции Республики Узбекистан

 


2017 год - Год диалога с народом и интересов человека

 

 

XII Международная узбекская хлопковая и текстильная ярмарка


 

Цели в области устойчивого развития до 2030 года

Сотрудничество Узбекистана в рамках МОТ

Международный инвестиционный форум в г.Ташкенте
 


IX Международная промышленная ярмарка и Кооперационная биржа

Проблемы Аральского моря

 

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране


Книга Первого Президента Республики Узбекистан

 

Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


 

 

 

 

На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2009

На верх