ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2018  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ПОДДЕРЖКИ АКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,   ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  27  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Объем совокупных доходов населения в январе-марте составил 43,2 трлн сумов

«Родину невозможно унести, можно унести только тоску»

 

 

Национальный художник слова, «русский» по языку, кыргыз по происхождению, татарин по матери, мыслитель универсальный, гуманист по духу – кто это? Любители чтения не ошиблись и сразу узнали в нем всемирно известного Чингиза Айтматова – автора философских романов и повестей, изданных в более чем в ста странах мира.

О его таланте хорошо сказал Расул Гамзатов: «Чингиз Айтматов – талант мирового звучания, достояние всей советской культуры. Но он – киргизский писатель, и он выразил душу своего народа куда ярче и точнее, чем иные, держащиеся за традиции, как за маскировочный халат». И это действительно так. Айтматов развивал национальные традиции ради утверждения их высшей интернациональной сущности. Чем полнее и глубже отражал писатель жизнь своего народа в ее общечеловеческой и национальной значимости, тем больший вклад он вносил в дело общего художественного прогресса человечества.

Ведь недаром бытует мнение: кто равнодушен к своему народу, тот не сможет понять и полюбить душу других народов. Айтматов был всегда сторонником подобного мнения. Он находился в постоянном поиске новых характеров, новых судеб, не сдерживал себя в любви и гневе. Осуждение малейших проявлений национализма проходит красной нитью через труды писателя. Он на живых примерах убеждает, как национальная ограниченность обрекает человека на саморазрушение, утрату жизнедеятельных, радостных стимулов. Всем своим творчеством Айтматов ратует за дружбу и единение народов, за воспитание высокого чувства интернационализма.

Описывая его как явление, исследователи пишут: «В его судьбе, как в зеркале, отразился целый век, наш кыргызский век, его драмы и трагедии, его подъемы и падения. Он как писатель, как гражданин и личность для Кыргызстана стал ярким и самым объемным выражением его всестороннего возрождения, его социально-культурного ренессанса».

Сравнивая Айтматова с Достоевским, заслуженный деятель искусств  профессор Андрей Золотов пишет: «Если герой Достоевского утверждает, что «красота спасет мир», то герои Айтматова будто говорят: «Мир спасет Любовь». И одно другому не противоречит, одно с другим связано глубинной связью...» Действительно, сердечная заинтересованность составляет одну из самых привлекательных его черт как писателя. Описывая одну из ранних повестей Айтматова «Джамиля», выдающийся французский писатель Луи Арагон восторженно отозвался: «Прежде чем сказать все, что я думаю о «Джамиле», я должен отметить, что считаю это произведение самой прекрасной в мире историей о любви... Здесь, в этом горделивом Париже, Париже Вийона, Гюго и Бодлера, в Париже королей и революций, Париже – вечном городе искусства, где каждый камень связан с легендой или историей, в городе влюбленных... в этом Париже, который все видел, все читал, все испытал, я прочитал «Джамилю» – не «Вертера» и «Беренику», не «Антония и Клеопатру» и не «Сентиментальное воспитание»... И образы Ромео и Джульетты, Паоло и Франчески, Эрнани и Доньи Соль померкли... ибо я встретился с Данияром и Джамилей, которые перенесли меня в третий год войны, в августовскую ночь 1943 года, куда-то в Куркурейскую долину, к мажарам с зерном и мальчугану Сеиту, рассказывающему их историю...»

С нашумевшей «Джамилей» Чингиз Торекулович участвовал в первой конференции писателей Азии и Африки, проходившей в Ташкенте в 1958 году. С тех пор был неизменным участником конференций, симпозиумов, фестивалей, разных торжеств, проходивших в нашей республике.

В своих книгах, статьях он высоко отозвался о Первом Президенте Узбекистана, дружил со многими деятелями науки, культуры, литераторами, журналистами нашей страны.

И вот спустя годы нынешний Президент Шавкат Мирзиёев своим постановлением утвердил меры по широкому празднованию в Узбекистане 90-летия со дня рождения великого писателя и общественного деятеля Чингиза Айтматова. Его именем назовут улицу в Ташкенте, в школе в Паркенте установят бюст писателя, пройдут разные мероприятия. Запланировано проведение научной конференции «Чингиз Айтматов и узбекская литература», тематических встреч и литературных вечеров в школах, вузах, воинских частях и трудовых коллективах с участием известных поэтов, писателей и ученых.

Во второй декаде декабря в Узбекском Национальном академическом драматическом театре состоится творческий вечер, посвященный памяти выдающегося писателя. Наверное, это будет один из интереснейших вечеров, где можно бесконечно говорить о таланте Человека, который написал следующие слова: «Родину невозможно унести, можно унести только тоску, если бы родину можно было перетаскивать с собой, как мешок, то цена ей была бы грош». Да, вы правы, это «Плаха» – сильный, тревожащий душу роман, имеющий большое воспитательное значение, особенно для подрастающего поколения. Сегодня он актуален как никогда, и именно сегодня, когда наш мир полон угроз и вызовов,  хочется подписаться под каждым словом  Айтматова:  «Нет у человека врага злее и опаснее себялюбия. Детская совесть в человеке, как зародыш в зерне; без зародыша зерно не прорастет».

Человек, проживший красивую жизнь, и уходит красиво. В конце своей жизни Айтматов написал роман, который стал неким его прощальным словом. «Когда падают горы» получился и как своеобразное продолжение «Плахи», и как плач по ушедшей эпохе.

Говоря об этой эпохе, исследователь литературы Осмонакун Ибраимов выделил пять везений судьбы ХХ века: первое – советская власть, второе – культурно-образовательное возрождение, третье – территориальное размежевание, четвертое – независимость без войны и крови, пятое – явление Айтматова. 

Когда писатель умер, о нем сказали: ушел последний трубадур, заблудшийся в эпохах, ушел кыргызский Арион, воспевший любовь и очарованный красотой сущего. И взгрустнувший при виде всех трагических несовершенств сына человеческого.

В 1990–1994 гг. работал послом СССР и России в Люксембурге. В 1994–2008 гг.  был послом Киргизии в странах Бенилюкса, НАТО и Европейском союзе. Айтматов являлся основателем международного движения «Иссык-Кульский форум», вице-президентом Академии творчества (с 1992 г.), попечителем фонда «Вечная память солдатам», президентом Ассамблеи народов Центральной Азии (с 1995 г.), академиком Академии российской словесности (1996 г.), членом Римского клуба, действительным членом Европейской академии наук, искусств  и литературы и Всемирной академии наук и искусств.

В Союзе писателей Узбекистана состоялось заседание организационного комитета, посвященное исполнению постановления Президента нашей страны Шавката Мирзиёева «О широком праздновании 90-летия со дня рождения великого писателя и общественного деятеля Чингиза Айтматова».

Председатель Союза писателей Узбекистана М. Ахмедов особо отметил, что это постановление как проявление высокого уважения и почета к великому литературному деятелю, большому другу Узбекистана имеет важное значение в дальнейшем укреплении дружественных и добрососедских связей с кыргызским народом, расширении сотрудничества в сфере литературы и культуры.

 

Источник: газета «Uzbekistan Today»

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана 27 лет


2018 год объявлен в Узбекистане Годом поддержки предпринимательства, инновационных идей и технологий




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх