Коммуникации Узбекистана: Соединяя города и страны
Коммуникации Узбекистана: Соединяя города и страны
В 1994 году
указом главы государства на базе линейных подразделений, предприятий,
организаций и учреждений железнодорожного транспорта бывшей Среднеазиатской
железной дороги была создана Государственно-акционерная железнодорожная компания
«Узбекистон темир йуллари». Ее коллективу предстояло создать условия для
обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке
транспортных услуг, разработать и реализовать комплекс мер по повышению
устойчивости работы и увеличению пропускной способности сети железных дорог, на
основе новой научно-технической и инвестиционной политики разработать и внедрить
передовую технику и технологии, обеспечить комплексное развитие железнодорожного
транспорта.
В ходе последовательного реформирования сферы особое внимание
было уделено внедрению рыночных принципов и механизмов в систему управления и
хозяйственных связей, формированию благоприятных условий для широкого
привлечения иностранных инвестиций в модернизацию, усилению роли
железнодорожного транспорта, развития транспортных коммуникаций в обеспечении
эффективного и устойчивого функционирования экономики страны.
Сегодня в Акционерном обществе «Узбекистон темир йуллари»
трудится свыше 70 тысяч человек. За годы независимости перевозки возросли вдвое.
По объемам грузооборота в мире Узбекистан входит в число стран-лидеров.
Общая протяженность основных путей «Узбекистон темир йуллари»
составляет 6,5 тысячи километров. Электрифицировано 1 630 километров путей.
Построено 13 новых вокзалов, отвечающих мировым стандартам, 8 значительно
преобразились после капитальной реконструкции.
В числе крупномасштабных проектов — строительство железной
дороги Навои — Учкудук — Султонувайстаг — Нукус, связавшей северные регионы с
центром республики, линия Ташгузар — Байсун — Кумкурган, построенная в сложных
горных и климатических условиях и позволившая повысить эффективность работы
транспортного сектора в национальной экономике за счет уменьшения дальности
перевозок, а также сформировать трансафганский железнодорожный коридор.
В 2010 году завершен проект электрификации 114-километрового
участка Тукимачи — Ангрен, тепловозы сменились скоростными электропоездами, что
послужило увеличению в разы пропускной способности дороги и экономии тысяч тонн
дизельного топлива.
Узбекистан в 2011 году организовал движение высокоскоростных
поездов между столицей нашей Родины и Самаркандом. Электрификация участка
Мараканд — Карши — еще один этап развития высокоскоростного движения поездов по
маршруту Ташкент — Самарканд — Карши. К 25-летию независимости планируется
запустить высокоскоростное движение поездов по маршруту Самарканд — Бухара
протяженностью 249 километров. Пропускная способность дороги возрастет на 36
процентов, значительно сократятся эксплуатационные расходы. Следует отметить,
что на сегодняшний день современная высокоскоростная техника этой модификации
эксплуатируется всего в восьми странах мира.
В настоящее время активно реализуется еще один проект
электрификации железнодорожного участка в южном направлении страны Карши —
Термез.
26 апреля 2013 года на внеочередной сессии Андижанского областного Кенгаша
народных депутатов Президент Ислам Каримов озвучил решение о строительстве
железной дороги Ангрен — Пап, включающей в себя строительство тоннеля через
перевал Камчик. Прошло три года.
25 мая 2016 года по всей трассе железной дороги, включая тоннель, техническим
рейсом прошел первый поезд. В мировом рейтинге среди тоннелей, расположенных в
горной местности, тоннель «Камчик» по сложности занимает 8-е место, а по длине —
13-е. Теперь это неотъемлемая часть международного транспортного коридора Китай
— Центральная Азия — Европа.
По прогнозам специалистов, только в первый год работы новой электрифицированной
дороги ею смогут воспользоваться около 600 тысяч пассажиров и будет перевезено
порядка 18,1 миллиона тонн груза.
2015 год также стал началом строительства первого этапа линии Навои — Канимех —
Мискен общей протяженностью почти 397 километров. С вводом в строй данной
магистрали втрое сократится время в пути пассажиров от столицы Узбекистана до
Ургенча.
За годы независимости на предприятиях АО «Узбекистон темир
йуллари» освоен серийный выпуск современных пассажирских и грузовых вагонов,
отвечающих международным стандартам и требованиям. Это одна из немногих
железнодорожных компаний, имеющих в составе промышленное производство.
Железные дороги Узбекистана ярко демонстрируют мировому
сообществу свой потенциал, сохраняя статус безопасного вида перевозок пассажиров
и грузов. В настоящее время узбекские железные дороги имеют стратегическое
значение в обеспечении транспортных связей Китая, Японии с СНГ и Европой. Именно
нашей стране принадлежит особое место в возрождении исторического Шелкового пути
или, как говорят железнодорожники, транспортного коридора
ТРАСЕКА — кратчайшего и самого экономичного маршрута из Азии
в Европу.
«Узбекистон темир йуллари» стало локомотивом в реализации задач
социально-экономического развития страны.
Последовательная модернизация железных дорог служит важным фактором дальнейшей
интеграции независимого Узбекистана в мировую экономику, роста уровня и качества
жизни и труда его граждан.
Ачилбай РАМАТОВ
член Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
председатель правления Акционерного общества «Узбекистон темир йуллари»
Источник: газета «Народное слово»
| |
|
 |
|
©
www.uzbekistan.kg 2018 |
 |
|