ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2018  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ПОДДЕРЖКИ АКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,   ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  27  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Узбекистан: Курсом сильной социальной политики

Узбекистан: Курсом сильной социальной политики

 

24-26 апреля в Ташкенте под эгидой Федерации профсоюзов Узбекистана совместно с организациями-партнерами будет проведена международная конференция на тему «Стратегия действий и сильная социальная политика: международная практика и опыт Узбекистана».

Начало новой эпохи в истории Узбекистана - такую оценку дает мировая общественность проводимым в стране реформам и преобразованиям. Обновление в социально-экономической, общественно-политической, гуманитарной и других сферах обеспечивает интеграцию нашего государства в международное сообщество. Республика привлекает внимание всего мира, переходя от закрытости к открытой прагматичной политике. Эти действия, безусловно, требуют реформирования действовавших ранее правил и порядков, их соответствия мировым стандартам. Именно эти аспекты предусмотрены инициативой проведения Федерацией профсоюзов при участии организаций-партнеров конференции «Стратегия действий и сильная социальная политика: международная практика и опыт Узбекистана».

Каковы же цели этого форума? Прежде всего — доведение до мировой общественности сути и значения проводимой в рамках Стратегии действий абсолютно новой социальной политики, определение уровня сплоченности и перспектив партнерства государственных органов, профсоюзов, Торгово-промышленной палаты и других институтов гражданского общества в работе по социальной защите населения.

В соответствии с намеченными целями конференция предоставит возможность для конструктивного обсуждения предложений, мнений и опыта участников, непосредственно занимающихся решением социально-трудовых вопросов, став международной платформой для обмена мнениями. Такой формат в очередной раз продемонстрирует открытость Узбекистана, его готовность к изучению и внедрению в жизнь зарубежного опыта в этом направлении.

Стоит особо отметить, что идея проведения конференции была поддержана Международной организацией труда (МОТ), Международной конфедерацией профсоюзов (МКП), Общеевропейским региональным советом профсоюзов, Международной организацией работодателей. Ожидается, что в ее работе примут участие должностные лица этих организаций, а также известные зарубежные эксперты в области социального развития, экономики и права.

Программой предусмотрена организация поездок на места для получения иностранными участниками полного представления о социально-экономической обстановке в стране, преобразованиях в системе здравоохранения, образовании, социальной инфраструктуре, доступных жилых домах, условиях труда по месту работы, сотрудничестве государственных органов, профсоюзов и работодателей.

Помимо общих заседаний, запланировано проведение бесед по таким вопросам, как реализация активной социальной защиты путем повышения реальных доходов и занятости населения, совершенствование государственной системы социальной защиты населения и его здоровья, повышение социально-политической активности женщин, строительство доступного жилья, реализация целевых программ развития дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры, перспективы развития сферы науки и образования, совершенствование государственной молодежной политики.

Программой также предусмотрено проведение встречи лидеров профсоюзных центров стран Центральной Азии под эгидой Бюро по деятельности трудящихся Международной организации труда (ACTRAV).

Сфера, требующая реформирования

Обратим внимание на такой вопрос: каковы же роль, приоритетные цели и задачи профсоюзов в жизни обычных людей в третьем тысячелетии нашей эры?

Прежде всего это полное и эффективное обеспечение занятости, достойная оплата труда, социальная защита и диалог, ликвидация нищеты, гарантирование прав человека и свободы профсоюзов, устранение дискриминации в трудовых отношениях, обеспечение равенства мужчин и женщин, устранение детского и принудительного труда, защита окружающей среды.

К сожалению, на пути достижения этих целей глобальный рынок труда сталкивается с новыми и новыми препятствиями, которые в прямом смысле слова разваливают основу современной социально-трудовой сферы. В чем же заключаются основные проблемы?

Первое — это рост неофициальной занятости, неофициальное развитие и расширение неофициального сектора, приводящие к сокращению доходов от налоговых платежей, снижению конкурентоспособности в официальном секторе, и самое опасное — к уменьшению социальных программ и их недостаточному финансированию.

Вторая проблема связана с появлением формата, в корне изменяющего значение труда, дистанционный и арендный труд, аутсорсинг и аутстаффинг. Они проявляются в формах нестандартной занятости, резко меняющей сферу трудовых отношений, ведут к ослаблению социальной защиты.

Третью глобальную проблему можно объяснить активным применением в социальной жизни цифровых технологий. Обратите внимание на прогноз: за счет активного развития информационно-коммуникационных технологий в масштабах мира в ближайшие 25 лет число рабочих мест сократится на 47 процентов.

По прогнозам аналитиков, в ближайшие 15 лет станут невостребованными места должностных служащих в бухгалтерии, здравоохранении, адвокатуре, высшем и народном образовании. Следовательно, все острее становится необходимость переформирования основ классических систем социальной защиты, созданных сотню лет назад.

Стоит признать, что в наше ускоренное время жизнь и мышление по прежним стандартам сталкивают нас с довольно сложными проблемами. В мире существует девять общепризнанных видов минимального уровня социальной защиты. Это медицинские услуги, пособия по безработице, пособия по возмещению ущерба, связанного с несчастным случаем или профессиональным заболеванием, пособия по беременности и родам, пособия в связи с утратой кормильца, пособия по болезни, пенсия по старости, семейные пособия, пособия по инвалидности.

При этом пять видов этих услуг приходятся на долю работников, полностью охваченных социальным страхованием, а два вида — на частично охваченных социальным страхованием. Но, увы, число социально застрахованных работников постоянно сокращается.

По данным МОТ, в настоящее время 55 процентов всего населения мира не имеют социальной защиты, всего 29 процентов имеют возможность пользоваться комплексным социальным обеспечением. 68 процентов людей пенсионного возраста получают пенсии по старости. Это также указывает на то, что во многих странах в недостаточной степени развито и накопительное, и страховое пенсионное обеспечение.

Еще одна сложная проблема — в развитом двадцать первом веке, к сожалению, право людей на защиту здоровья во многих регионах мира все еще не стало реальностью. Особенно это заметно в сельской местности, где 56 процентов населения лишены этой льготы.

Путь к решению проблем

Недавно МОТ обратилась к мировому сообществу с призывом о направлении частной безвозмездной помощи на обеспечение самой необходимой социальной защиты, что ранее не практиковалось. И на собственном примере оно признало возможность использования безвозмездной помощи физических лиц, предприятий и фондов в целях социальной защиты.

Стоит особо признать, что в этом направлении в нашей стране накоплен достаточный опыт, налажено сотрудничество государства и частного партнерства. В частности, это целевое перераспределение ресурсов среди граждан, а в системе социальной политики центральное место занимают социальное обеспечение, защита и помощь.

В нашей стране человеческий фактор является высшей ценностью. Это подтверждается и выдвинутым Президентом Шавкатом Мирзиеевым принципом «Люди не завтра, не в далеком будущем, а именно сегодня хотят видеть позитивные изменения в своей жизни», и преобразованием этого принципа в приоритетное направление нынешней политики страны.

В ходе реализации этого принципа проводимая в стране гуманная политика вносит новое содержание в жизнь людей. В частности, принятая с учетом потребностей людей программа строительства в сельской местности доступного жилья по обновленным типовым проектам изменила взгляды людей на жизнь и работу. В соответствии с программой в 2017 году в городах и селах построены типовые и многоэтажные дома общей площадью более 3,5 миллиона квадратных метров. Разработана программа строительства в городах в 2017—2020 годах 945 многоэтажных жилых домов. В Ташкенте, Республике Каракалпакстан, областных центрах и крупных городах для малообеспеченных семей будет построено 50 тысяч доступных квартир в многоэтажных домах. В 2017 году возведены и сданы в эксплуатацию многоквартирные дома общей площадью более 800 тысяч квадратных метров. Строительство и сдача в эксплуатацию только в Ташкенте жилых домов общей площадью 420 тысяч квадратных метров указывают на масштаб начатой работы. Однако неверно считать, что обеспечение благосостояния населения ограничивается лишь решением жилищных вопросов. На протяжении многих лет в социальной сфере накопились десятки другого рода проблем, препятствовавших нормальной жизни людей.

Одной из актуальных задач, особенно в сельской местности, является реализация программ по расширению и модернизации водопроводных сетей. В настоящее время в рамках специальной программы проводится работа по прокладке водопроводных сетей протяженностью девять тысяч километров, строительству и реконструкции 1 400 колодцев и 3 600 водных сооружений. Это дополнительно обеспечит чистой питьевой водой 3,2 миллиона человек в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Джизакской, Навоийской, Сырдарьинской, Самаркандской, Ташкентской и Хорезмской областях и увеличит показатель удовлетворенности населения в стране с 64 до 84 процентов. Для решения этих задач в стране образовано Министерство жилищно-коммунального обслуживания, при Министерстве финансов налажена деятельность фонда «Соф ичимлик суви» («Чистая питьевая вода»).

Еще одна многолетняя проблема — дороги. Этот вопрос тоже решается на государственном уровне. На основе программы развития дорожно-транспортной инфраструктуры и дорог регионального и местного значения ведется строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования протяженностью 1,7 тысячи километров, капитальный и текущий ремонт межхозяйственных сельских дорог протяженностью 10,4 тысячи километров, дорожных покрытий улиц городов, районных центров, поселков городского типа, сельских населенных пунктов.

На основе программы улучшения транспортных услуг в городах и кишлаках в ближайшее время будут реконструированы 74 автовокзала и автостанции. Это создаст дополнительные удобства пассажирам и обеспечит их безопасность. Закуплено три тысячи новых современных автобусов, 5,7 тысячи микроавтобусов. Соответственно, будет налажено более 300 новых автобусных маршрутов.

В целях развития инфраструктуры воздушных и железнодорожных линий ведется работа по строительству нового терминала Ташкентского международного аэропорта, строительство и электрификация железнодорожных линий.

Глава нашего государства неоднократно повторяет, что наша главная цель — удовлетворение потребностей людей. Эти искренние слова очень точно отражают нашу национальную социальную политику. Благодаря историческим преобразованиям государство стало ближе к народу, стало, наконец, работать на народ. Деятельность Виртуальной и народных приемных Президента страны — в центре внимания и изучения всего мирового сообщества. Их работа направлена на осуществление реформ в сферах образования, здравоохранения, социального сектора, надежд и чаяний всего народа. Создание Министерства дошкольного образования стало новым механизмом в системе государственного управления нашей республики. Параллельно развиваются системы высшего и среднего образования, что создает прочный фундамент для дальнейшего развития Узбекистана, занятия своего достойного места в мировом сообществе. Словом, преобразования можно наблюдать во всех сферах.

Четкие гарантии, конкретные задачи и реальные результаты

В свою очередь Федерация профсоюзов Узбекистана, формируя деятельность на основе Государственной программы по реализации Стратегии действий в Год активного предпринимательства, инновационных идей и технологий, вносит значимый вклад на пути развития страны. Конечно же, здесь большую роль играет зарубежный опыт. Нам необходимо активно перенимать положительный и соответствующий нашему менталитету зарубежный опыт, создать механизм практической реализации в жизнь понятия «потребительская корзина».

Согласно программе, будет осуществлена работа по поэтапному повышению реальных доходов населения, заработной платы, пенсий и социальных пособий, недопущению резкого повышения цен на потребительские товары и услуги на рынке.

Важными задачами являются и расширение системы подготовки востребованных на рынке труда кадров, профессиональное обучение безработных, широкий охват трудоспособного населения повышением квалификации и переподготовкой. Исходя из этого в программах Федерации профсоюзов Узбекистана определены задачи профсоюзов в социальной сфере. Согласно им, социальные гарантии и деятельность в сфере социальной защиты трущихся направлены на:

реализацию предусмотренных законодательными документами мероприятий по поддержке и социальной защите нуждающихся слоев населения;

сотрудничество с государственными органами, работодателями в реализации системных мероприятий по социальной поддержке одиноких пожилых граждан, пенсионеров, инвалидов, детей с ограниченными возможностями, малообеспеченных и многодетных семей;

разработку и реализацию мер социальной защиты лиц, занимающихся нетрадиционными формами занятости (работающие в неофициальном секторе, временные и сезонные работники и другие), и членов их семей;

социальную защиту пенсионеров, инвалидов, несовершеннолетних, одиноких пожилых, других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

разработку и широкое применение концепций «Корпоративно-социальная ответственность» и «Социально ответственное предприятие».

В процессе реализации этих задач на основе коллективных договоров и соглашений будут применяться меры материальной поддержки малообеспеченных семей, многодетных семей, пенсионеров, ветеранов войны и труда.

В 2017 году профсоюзами были организованы поездки в исторические города и достопримечательные места республики для 3 073 ветеранов труда и пожилых граждан, 592 одиноким гражданам и инвалидам оплачены коммунальные услуги. В связи с общенародными праздниками в домах милосердия «Мурувват» и «Саховат» проводились культурно-просветительские мероприятия, их постояльцам выданы бытовая техника, одежда, средства личной гигиены на сумму 136,4 миллиона сумов (курс ЦБ РУ на 18.04.2018, 1$= 8077,26 сум).

На основе коллективных договоров и соглашений за счет средств работодателей и профсоюзов оказана материальная поддержка 110 тысячам представителей старшего поколения в объеме 41,9 миллиарда сумов.

За счет средств Государственного бюджета в санаториях системы профсоюзов поправили здоровье 2 366 ветеранов войны и трудового фронта, 7 385 работающих пенсионеров и родителей членов профсоюза — на льготной основе, 344 работающих пенсионера бесплатно поправляли здоровье.

В Год диалога с народом и интересов человека, прошедший в рамках утвержденной указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах, профсоюзы совместно с негосударственными некоммерческими организациями выезжали на места для непосредственного изучения и решения проблем.

Профсоюзы посетили 2 миллиона 160 тысяч домов в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Джизакской, Навоийской, Самаркандской, Сырдарьинской и Хорезмской областях, изучили жизнь простых людей. В ходе встреч было выявлено около 650 тысяч проблем, разработаны меры по решению 556,5 тысячи из них.

В рамках благотворительной акции по поддержке малообеспеченных и нуждающихся семей в апреле—мае 2017 года профсоюзами проведены суннаттои 3 280 детям и свадьбы 616 молодым парам.

Федерация профсоюзов Узбекистана в 2017—2018 годах также реализует ряд адресных программ, направленных на социальную защиту малообеспеченных слоев населения. В частности, на основе списков, составленных соответствующими рабочими группами, выданы процентные льготные кредиты малообеспеченным семьям, желающим заниматься ремесленничеством, предпринимательством, приобрести личные приусадебные земли, разводить крупный рогатый скот или домашнюю птицу для экономической поддержки семьи. Проведен ремонт домов сотен нуждающихся семей, тысячи семей обеспечены бытовой техникой, оздоровлены сотни граждан, нуждающихся в медицинской помощи. В нынешнем году работа в этом направлении продолжается.

Один из видов социальной помощи — обеспечение населения лекарственными средствами — Федерация профсоюзов координирует в качестве особо ответственной и серьезной задачи. К настоящему времени в отдаленных районах и кишлаках Республики Каракалпакстан и Хорезмской области задействовано 2 000 «социальных аптек», что устранило некоторые трудности в жизни населения отдаленных территорий. Теперь предусмотрено внедрение этого опыта во всех районах и кишлаках республики.

В своей деятельности федерация не ограничивается лишь трудовыми отношениями между работодателем и работником. Федерация непосредственно участвует в социальных реформах. И в этом смысле Узбекистан готов пропагандировать среди мировой общественности накопленный опыт, обсуждать важнейшие проблемы мирового сообщества, делиться эффективными наработками при их решении.

Хотим обратить внимание специалистов на актуальность _ следующих задач:

совершенствование трудового законодательства по упорядочению труда и социальных отношений;

• расширение основополагающих принципов и прав в сфере труда путем введения 40-часовой рабочей недели, годового оплачиваемого отпуска, защиты материнства и основных прав трудящихся-мигрантов;

• соблюдение принципа равной оплаты труда работников транснациональных корпораций;

• восстановление научно обоснованного нормирования

труда;

• с учетом полномочий МОТ пересмотреть роль других международных институтов в сфере труда, более эффективное использование механизма контроля и возможностей технического сотрудничества в рамках МОТ;

• улучшить доступ к профессиональному образованию

на протяжении всей жизни;

• точное разграничение сферы действий государственных органов, профсоюзов и трехсторонних институтов в управлении сферой

труда;

• строгий контроль за минимальными стандартами оплаты труда, нормами рабочего времени и отдыха;

• внедрение дигитализации трудовых договоров;

• распространение социальной защиты на все формы нетрадиционной занятости;

• пересмотр роли социального партнерства в сфере управления трудом с целью решения проблем законного представительства профсоюзов и ассоциаций работодателей в трехсторонних структурах.

Защита прав трудящихся, создание для них достойных условий жизни стало одной из гуманных ценностей современного мира. Отрадно, что эта ценность, вобравшая в себя мечты, чаяния и надежды простых людей, созвучна с политикой нашей страны, которая сегодня обновляется.

Узбекистане 60 процентов Государственного бюджета направляется в социально-культурную сферу: на развитие образования, здравоохранения, культуры, социальную защиту малообеспеченных слоев населения. На основе вековых ценностей нашего народа сформированы коллективные формы взаимопомощи в обществе и поддержки населения.

 

Кудратилла РАФИКОВ, председатель Федерации профсоюзов Узбекистана

 

Источник: газета «Народное слово»

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана 27 лет


2018 год объявлен в Узбекистане Годом поддержки предпринимательства, инновационных идей и технологий




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх