Узбекистан: По пути снижения налогового бремени

   В Узэкспоцентре Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан для населения и субъектов предпринимательства организован показательный семинар с целью разъяснения сути и значения изменений и дополнений, внесенных в налоговое законодательство с учетом основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2018 год.
  В нем приняли участие члены Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса, ответственные работники ряда министерств и ведомств, представители действующих в Ташкенте и Ташкентской области субъектов предпринимательства.
  Председатель Государственного налогового комитета Б. Парпиев и другие отметили, что Послание Президента Шавката Мирзиёева Олий Мажлису направлено на обеспечение современных условий жизни народа путем осуществления коренных преобразований во всех сферах. В частности, подчеркивалось, что в Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий необходимо отказаться от жестких мер в налоговой политике, упростить налогообложение бизнес-субъектов всех категорий, снизить налоговое бремя и на этой основе расширять производство.
  Высказанные Президентом требования по снижению налогового бремени, повышению эффективности налогового администрирования отражены и в бюджетно-налоговой политике на 2018 год. В частности, приняты постановление главы нашего государства «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год» от 29 декабря 2017 года и  Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2018 год».
  Начиная с 1 января 2018 года, налог на прибыль и налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры объединены, и вместо 15,5% налоговая ставка определена в размере 14%. В прошлом году ставка налога на прибыль составляла 7,5%, на благоустройство и развитие инфраструктуры – 8%, в целом – 15,5%. За счет объединения на одну единицу уменьшится количество видов налогов, и в год в среднем 70 млрд сумов будут оставаться в распоряжении налогоплательщиков (курс ЦБ РУ на 16.01.2018, 1$= 8146.38 сум).
  Обязательные отчисления в Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд и Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений объединены в единый платеж – обязательные отчисления в государственные целевые фонды с установленной ставкой в 3,2%, сниженной относительно прежней ставки в 3,5 %. В результате объединения обязательных выплат в целевые фонды на две единицы уменьшится количество видов налогов, и 411 млрд сумов останутся в распоряжении предприятий.
  По единым налоговым платежам сохранились налоговые ставки 2017 года, деятельность заготовительных организаций приравнена к оптовой торговле, и для них определена налоговая ставка в 4% от объема товарооборота.
  Ставки по третьей и четвертой шкале налога на доходы физических лиц снижены на 0,5% и определены в размере 16,5% и 22,5%, а также сумма взноса, перечисляемого на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан, увеличена с 1% до 2%.
  Внедрен порядок расчета налога на имущество физических лиц с учетом кадастровой его стоимости, основная ставка налога снижена с 1,7% до 0,2%, при этом определено, что при расчете налога кадастровая стоимость должна быть не менее 42 млн сумов.
  Как отмечалось на семинаре, с 1 апреля 2018 года отменяются налоговые льготы по Программе локализации.
  На 2018 год определены налоговые ставки за использование бензина, дизельного топлива и газа: за 1 литр бензина – 232,5 сума или за 1 тонну – 308 тысяч 850 сумов, за один литр дизельного топлива – 232,5 сума или за 1 тонну – 282 тысячи 500 сумов, за 1 кубометр сжатого газа – 305 сумов. Налоговые ставки на сжиженный газ сохранены на уровне 2017 года.
  В целях закрепления правовых основ норм, определенных Указом Президента «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей» от 18 июля 2017 года, принят закон Республики Узбекистан от 30 декабря 2017 года. Этим законом внесены изменения и дополнения в пять законов, 16 статей Налогового кодекса. Сам кодекс пополнился семью новыми статьями.
  – В целях поддержки предпринимательства в Налоговый кодекс введена новая глава о едином налоговом мониторинге, в соответствии с которой определено внедрение налогового мониторинга, предусматривающего расширенный информационный обмен между налогоплательщиками и налоговыми органами для решения вопросов налогообложения и предоставления всесторонней помощи налогоплательщикам, – говорит старший инспектор Государственного налогового комитета Комил Саидов. – Это, в свою очередь, позволит устранять ошибки и недостатки, которые могут быть допущены налогоплательщиками при выполнении налоговых обязательств, оперативно решать вопросы налогового администрирования, устранять ситуации, ухудшающие финансовое состояние в результате начисления пени и штрафов.
  Вместе с тем в статьи 54, 55 и 354 Налогового кодекса внесены изменения, определяющие предоставление налоговых каникул временно испытывающим финансовые трудности честным налогоплательщикам – хозяйствующим субъектам.
  К этой категории относятся налогоплательщики, своевременно и полностью выполняющие налоговые обязательства в течение последних двух лет, но столкнувшиеся с финансовыми трудностями, для них предусмотрено изменение сроков выполнения налоговых обязательств в форме продления сроков выплаты налогов и других обязательных платежей до двадцати четырех месяцев и (или) их поэтапная выплата.
  На мероприятии группе физических и юридических лиц, своевременно выполняющих налоговые обязательства, а также представителям средств массовой информации, широко освещающим нововведения в налоговом законодательстве, вручены почетные грамоты и памятные подарки.

 


Источник: газета «Uzbekistan Today»