ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2018  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ПОДДЕРЖКИ АКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,   ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  27  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Гражданское общество: новый этап в развитии

Гражданское общество: новый этап в развитии

 

 

Современное гражданское общество в Узбекистане переживает перемены, которые затрагивают многие стороны нашей жизни. Происходит переосмысление многих ценностей, одна из которых – социальное партнерство. В современных условиях возникает необходимость создания новой модели взаимодействия государства и общества. В силу отмеченных обстоятельств, проблема социального партнерства выдвигается в число приоритетных направлений теории и практики социального управления.

За последнее время в нашей стране реализованы значительные меры по повышению уровня социального партнерства между государством, обществом и гражданами, роли и значения, общественной активности негосударственных некоммерческих организаций (ННО) и других институтов гражданского общества в осуществлении демократических преобразований во всех сферах жизни общества и государства.

Анализ законодательства показывает, что общественные отношения, связанные с деятельностью ННО и осуществлением социального партнерства, регулируют более 200 нормативно-правовых актов, направленных на повышение эффективности деятельности негосударственных некоммерческих организаций.

Вместе с тем положение дел в этой сфере свидетельствует о наличии ряда серьезных проблем, препятствующих активному участию негосударственных некоммерческих организаций в проводимых широкомасштабных реформах, повышении политической культуры, правосознания граждан, удовлетворении их духовных и иных нематериальных потребностей, созданию необходимой институциональной базы для их всемерной поддержки.

Исходя из того, что функционирующие на сегодняшний день институты гражданского общества выполняют важную роль в защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, демократических ценностей, достижении социальных, культурных и образовательных целей, существует необходимость дальнейшего развития и усовершенствования законодательства страны в этой сфере.

Указ Президента Республики Узбекистан  «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны» стал переломным моментом в вопросах развития процессов углубления общественно-политических и социально-экономических реформ в стране и создает условия  для полноценной деятельности участвующих сторон в создании социального партнерства, формировании атмосферы взаимопонимания, согласия, сплоченности и стабильности в обществе.

Указ, ввиду своей демократичности, новизны, креативности и своевременности принятия, обеспечивает дальнейшее развитие институтов гражданского общества, социальный порядок в стране, устойчивое социально-экономическое развитие для регионов и цивилизованное решение жизненных общественных проблем во имя благосостояния и благополучия всех граждан страны. 

Этот документ можно считать новым витком развития социального партнерства в стране, закреплением прав и свобод ННО в обществе, учета государством многообразия функциональных групп интересов слоев населения в стране, их согласования (сбалансированности), а не нивелирования. Его положения являются важнейшим условием жизнеспособности и устойчивости политической системы, развития социально-экономической сферы, дальнейшего формирования гражданского общества в Узбекистане.

Он будет способствовать налаживанию эффективных механизмов конструктивного диалога государственных органов с институтами гражданского общества, обеспечению объективного и всестороннего анализа нужд ННО, созданию открытых и транспарантных площадок для обмена мнениями по важнейшим вопросам дальнейшего государственного и общественного развития, усилению вовлеченности институтов гражданского общества   в разработку и реализацию программ социально-экономического развития, особенно регионов, своевременных и нужных нормативно-правовых актов, и самое главное, позволит скрупулезно изучать и учитывать интересы всех социальных групп в обществе.

Этот нормативно-правовой акт разрубит гордиев узел проблем в  законодательной базе, так как социальное партнерство не смогло превратиться в эффективный механизм взаимодействия между государственными органами и ННО, направленное на решение широкого спектра социальных проблем граждан, реальное продвижение их инициатив и современных идей, особенно у молодежи.

Глава нашего государства уделяет первостепенное внимание вопросам укрепления сильной гражданской позиции и чувства ответственности у населения, реализации мер государственной поддержки и поощрения деятельности активных ННО, предлагающих инновационные и креативные идеи по дальнейшему социально-экономическому, общественно-политическому развитию страны и общества в целом.

Указ снимает излишние бюрократические требования и препоны в нормах законодательства, регулирующие процедуры жизнедеятельности негосударственных некоммерческих организаций, которые являются устаревшими и не отвечают современным требованиям.

Кроме того, он создаст условия для возникновения эффективных  механизмов обмена данными и информацией между государственными органами, направленных на всестороннюю поддержку деятельности институтов гражданского общества в стране, улучшению их материально-технической обеспеченности для реализации среднесрочных и долгосрочных  проектов и программ развития страны и общества.

В соответствии с этим документом предусматривается создание Консультативного совета по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан, который будет ответственным по налаживанию системного и эффективного диалога государства и институтов гражданского общества, выработке предложений по определению стратегических направлений и формированию национальной модели развития гражданского общества.

На совете предполагается обсуждение актуальных вопросов, дальнейшего развития гражданского общества, с дальнейшим информированием Президента Республики Узбекистан о состоянии и тенденциях развития данного сектора.

Эксперты и видные представители гражданского общества, привлекаемые к работе этого органа, будут готовить предложения и наработки по организации эффективного взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, мер поддержки и поощрения их деятельности.

Фундаментальные и прикладные исследования, охватывающие вопросы развития гражданского общества, организация систематического изучения, обобщения и анализа общественного мнения о государственной политике в области развития гражданского общества и ее практических результатах, будут в центре внимания консультативного органа.

Консультативный совет по развитию гражданского общества  систематически будет вносить предложения главе государства по вопросам совершенствования деятельности институтов гражданского общества, осуществления социального партнерства и общественного контроля, создания благоприятных условий для расширения их участия в общественной деятельности, разрабатывать  индикаторы в оценке развития гражданского общества, уровня взаимодействия его институтов с государственными органами, готовить на их основе периодические и специальные доклады, в том числе альтернативные.

Зарубежная практика развития гражданского общества позволяет говорить о том, что развитие рыночных отношений в экономике, формирование ее многоукладности, появление и рост слоя активных предпринимателей, собственников требуют новых подходов к формированию и осуществлению социального партнерства. Документ создает благоприятные условия для более глубокого понимания логики социального партнерства, позволяет найти правильные пути решения проблем преобразования государственного подхода к осуществлению социального партнерства в обществе.

Исторический анализ показывает, что в развитии социального партнерства прослеживается определенная тенденция. Объективные и субъективные предпосылки ее возникновения зародились в XIX веке, когда прочно вошли в жизнь профессиональные и предпринимательские союзы, а государство вынуждено было стать арбитром в конфликтах между трудом и капиталом. Но сам феномен социального партнерства, порой под другими названиями, утвердился идеологически и практически, прежде всего, под влиянием потрясений первой половины XX в. в России, США, Германии, Турции, Франции, Италии и других странах.

Появлению социального партнерства способствовало также усложнение социальной структуры общества в развитых странах, где благодаря возросшему общему уровню благосостояния возросло число собственников, представляющих интересы большого числа мелких, средних вкладчиков, поручивших им управление своей собственностью. Укрепились позиции мелкого предпринимательства, увеличилась его роль в экономике. Существенно выросла численность и возросла роль служащих, работающих как в государственных, так и в негосударственных организациях и учреждениях. В XX в. образовался «средний класс», коренным образом заинтересованный в укреплении социально-экономической стабильности в своей стране и ликвидации признаков социальных катаклизмов в обществе.

Таким образом, в современном развитии человечества наблюдается тенденция к расширительному толкованию социального партнерства как одного из способов сотрудничества различных секторов жизни общества, причем акцент явно делается на некоммерческий сектор.

Однако, не следует забывать, что традиционно под социальным партнерством понимаются, прежде всего, отношения в социально-трудовой сфере между работниками и работодателями, складывающиеся при активном участии государства. Социальное партнерство означает сотрудничество работодателей и профсоюзов в вопросах улучшения условий занятости и обеспечения права работникам участвовать в решении вопросов, касающихся деятельности организации.

Современное социальное партнерство, существующее в развитых демократических государствах (США, Канаде, Великобритании, странах Евросоюза,  Японии и других), в целом основывается на компромиссе, выработке оптимальной формулы взаимоприемлемых условий, учитывающей интересы различных общественно-политических и экономических сил в обществе. Ушли в прошлое требования, способные подорвать положение работодателей и работающих. Особенно ярко это можно увидеть в Германии, где профсоюзы, имеющие значительный и институционально оформленный опыт сотрудничества с бизнесом, при отстаивании интересов работников идут на значительные уступки, осознавая необходимость модернизации производства и крупных структурных преобразований в экономике. Безусловно, в мире существуют достаточно глубокие традиции социального партнерства, которое надо изучать постоянно.

В заключение необходимо сказать, что Указ главы государства «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны» является очень своевременным документом для организации дальнейшего развития социального партнерства в стране, формирования атмосферы согласия и  сплоченности в обществе, практическим  воплощением идей обеспечения интересов граждан в повседневной деятельности, защиты трудовых прав и свобод человека, обеспечения условий для эффективного и взаимовыгодного сотрудничества между гражданами, предпринимателями и государством, надежным заслоном для профилактики общественных потрясений.

Тем более, что его принятие отвечает многим возникающим вопросам  современного общества, которое переживает глубокие перемены,  затрагивающие как практические стороны нашей жизни, так и концептуальные положения национального законодательства страны. 

 

Саид-Абдулазиз ЮСУПОВ,

директор Общественного  фонда поддержки и развития печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана

 

Источник: газета «UzbekistanToday»

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана 27 лет


2018 год объявлен в Узбекистане Годом поддержки предпринимательства, инновационных идей и технологий




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх