ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2017  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ДИАЛОГА    C   НАРОДОМ   И  ИНТЕРЕСОВ   ЧЕЛОВЕКА                   НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  25  ЛЕТ                      УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Дайджесты прессы Узбекистана

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты

 






















 



GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Экономика малого бизнеса Узбекистана

Экономика малого бизнеса Узбекистана
 

    Сегодня малый бизнес – это неотъемлемый атрибут любой здоровой экономики. Он не только заполняет ниши, недоступные крупному бизнесу и государству, но и в условиях глобальной нестабильности делает национальную экономику более гибкой и максимально эффективной в преодолении внешних вызовов.
      Успешные примеры
     И за примерами не надо далеко ходить – в мире самыми успешными в экономическом плане являются страны, чьи правительства осуществляют комплексные меры по поддержке частного сектора и созданию благоприятной деловой среды для развития малого бизнеса. Среди них Германия, Япония, Республика Корея, США и Великобритания. Поэтому не случайно, что Узбекистан поставил себе одной из главных целей на ближайшую перспективу обеспечить максимальную поддержку этому скоростному локомотиву экономики.
     В республике сегодня уделяется особое внимание реализации комплекса мер, направленных на упрощение процедур, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, получением необходимых лицензий, а также обеспечением их прозрачности в целях дальнейшей либерализации деловой среды и снижения государственного регулирования.
     Если в первые годы независимости в Узбекистане частного предпринимательства практически не существовало, то сегодня более половины валового внутреннего продукта страны производится в сфере малого бизнеса, каждый девятый из десяти хозяйствующих субъектов является его представителем. На долю малого бизнеса приходится свыше 45% производимой промышленной, 98% сельскохозяйственной продукции.
       По итогам 2016 года доля малого бизнеса в ВВП увеличилась до 56,9% (56,5% – в 2015 году), в инвестициях – до 40,3% (36,3%), в строительстве – до 70,7% (68,4%), в розничном товарообороте – до 89,6% (87,1%). Принимаемые меры по формированию деловой среды, всесторонней поддержке и дальнейшему стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства способствовали созданию в течение текущего года около 32 тыс. новых субъектов малого бизнеса.
      В целях поддержки предпринимательской деятельности и организации малых производств в течение 2016 года субъектам малого бизнеса были выделены кредиты в размере 15,9 трлн сумов (курс ЦБ РУ на 14.03.2017, 1$= 3500.01 сум) с ростом в 1,3 раза к 2015 году, в том числе 3,3 трлн сумов микрокредитов, освоены кредитные линии международных финансовых институтов в объеме $206,7 млн.
         Бизнес малый, вклад большой
        Эксперты, отмечают, что частное предпринимательство играет особую роль в обеспечении занятости и повышении доходов населения Узбекистана – 78% занятого населения осуществляют свою деятельность в сфере малого бизнеса, в структуре доходов населения свыше 52% составляют доходы от предпринимательской деятельности, что свидетельствует о все более возрастающей значимости этой сферы в повышении уровня и качества жизни людей.
        Последовательно проводимая работа по формированию благоприятного делового климата, обеспечению приоритета частной собственности, устранению барьеров и препон на пути развития предпринимательства во многом обеспечила успешность проводимых структурных реформ в Узбекистане.
         Только за последние четыре года в республике принято более 15 законов, направленных на повышение роли и защиту частной собственности, дальнейшее улучшение состояния деловой среды и условий ведения бизнеса, практически полностью обновлена нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность. Отменены сотни разрешительных и лицензионных процедур для осуществления предпринимательской деятельности в стране.
        Так, например, была проведена активная работа по внедрению упрощенного и прозрачного порядка предоставления субъектам предпринимательства земельных участков на основе конкурса, подключения их к инженерно-коммуникационным сетям на условиях «под ключ», существенно расширены объемы их финансовой поддержки и кредитования.
        Продолжение реформ, направленных на дальнейшее усиление гарантий защиты частной собственности, устранение барьеров и преград на пути развития предпринимательства, обеспечение неотвратимости ответственности должностных лиц государственных органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в их деятельность стало приоритетным направлением структурных преобразований в экономике нового руководства страны.
        Не случайно одним из первых документов на посту Президента для Шавката Мирзиёева стал подписанный им 5 октября Указ «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата». Документом была утверждена программа комплексных мер, предусматривающая реализацию 42 конкретных мероприятий по пяти наиболее приоритетным направлениям, среди которых – правовое регулирование предпринимательской деятельности, сокращение проверок и предупреждение необоснованного вмешательства в деятельность бизнеса, дальнейшая либерализация ответственности субъектов предпринимательства, совершенствование финансовой системы, налогообложения и таможенного дела, а также улучшение условий для ведения бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности и международного рейтинга республики.
       Особое внимание в указе обращено на коренной пересмотр системы контроля предпринимательской деятельности. В частности, принято решение об отмене всех видов внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, а также встречных проверок, в том числе по уголовным делам, ограничивающих законные права и интересы предпринимателей.
        Еще одна важная инициатива – разработка законопроекта об институте бизнес-омбудсмена при парламенте страны. Следует отметить, что не во всех демократически развитых странах мира существует такой верховный институт, и в этом контексте нужно признать, что Узбекистан сделал кардинальный шаг в укреплении правовых гарантий для развития предпринимательской деятельности и представления интересов бизнес-структур в отношениях с государственными, правоохранительными и контролирующими органами.
      Наряду с мерами по защите частной собственности и поддержке развития малого бизнеса особое внимание правительство страны уделяет вопросам создания благоприятных условий для привлечения частного иностранного капитала. В качестве новой меры по созданию наиболее привлекательного режима для иностранных инвесторов принята норма, предусматривающая сохранение для предприятий с иностранными инвестициями в течение пяти лет без изменений ставок налогов и других обязательных платежей, действовавших на дату их регистрации в Узбекистане. При этом следует отметить, что, согласно отчету Всемирного банка Doing Business 2017, уровень налоговой нагрузки в Узбекистане ниже, чем в большинстве стран ОЭСР, США, Японии и Китае.
        Также следует отметить, что в результате принятых за последние годы мер по кардинальному упрощению процедур создания бизнеса, внедрению сис-
темы «одно окно» и государственной регистрации через сеть Интернет в отчете Doing Business 2017 Узбекистан занимает высокие позиции по рейтингу «Регистрация предприятий» – 25-е место.
          Перспективные возможности
         Несомненно, придаст новый импульс этой работе и проходящее сегодня реформирование системы оказания госуслуг по принципу «одно окно». Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев своим постановлением в начале февраля этого года передал функционирующие в районах и городах единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства из структуры хокимиятов в ведение Министерства юстиции.
        По мнению экспертов, это решение позволит установить вертикаль управления этими объектами, определить системный подход к организации их деятельности и взаимодействия с другими государственными органами.
          При этом теперь осуществление государственной регистрации всех субъектов предпринимательства, за исключением банков и кредитных бюро, их филиалов и представительств полностью возложено на центры «одно окно». Данная мера направлена на создание единого механизма государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства взамен действующей разрозненной системы.
      На сегодняшний день через «одно окно» можно оформить 16 видов разрешительных документов для предпринимательской деятельности. В целях дальнейшего расширения указанной положительной практики предусматривается поэтапное внедрение до 2020 года еще 86 видов самых востребованных лицензий и разрешений.
          Таким образом, для получения необходимых лицензий и разрешений субъекты предпринимательства смогут напрямую, без посещения других структур, обращаться в центры «одно окно», которые будут выдавать их в четко определенные сроки. При этом они сами должны осуществлять все необходимые процедуры согласования с другими ведомствами без участия субъекта предпринимательства.
          Кроме того, глава государства отменил с 1 января 2018 года требование об обязательном оформлении лицензий и разрешений, выдаваемых через «одно окно», на специальных бланках в бумажной форме.
          Этот механизм будет заменен специализированной информационной электронной системой «Лицензия», которую планируется ввести в эксплуатацию в первом квартале 2017 года. Она позволит предпринимателям получать государственные услуги в электронной форме по принципу «одно окно», не посещая другие ведомства, отслеживать ход и результат рассмотрения заявлений о выдаче разрешений и лицензий, вне зависимости от места и способа обращения.
          Появление такого портала позволит создать централизованную систему выдачи необходимых лицензий и разрешений, независимую от государственных органов. После ввода в эксплуатацию через него можно будет получить около 40 видов лицензий и разрешений, а к 2019 году планируется, что здесь будут доступны все их виды, действующие в Узбекистане.
       Другая интересная инициатива – создание в Ташкенте, а в перспективе по всей стране специализированных инновационных технопарков для малого бизнеса. Первые два планируется создать в Яшнабадском и Алмазарском районах столицы, проект постановления об их организации уже разработан Министерством экономики Узбекистана.
       Технопарк в Яшнабадском районе создается для проведения исследований и создания малых инновационных производств в области материаловедения, электронных приборов и контроллеров, пищевых и биологически активных добавок, лекарственных средств. В свою очередь технопарк в Алмазарском районе будет отвечать за развитие технологий обработки металлов, энергосбережение, альтернативные источники энергии и электронные измерительные приборы, робототехнику, машиностроение и электронику.
          Среди их главных задач – проведение инновационных исследований, организация пилотных опытно-промышленных и малых инновационных предприятий для производства высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, востребованной на внутреннем и внешних рынках. Кроме того, они должны будут заниматься трансфером современных зарубежных технологий с их внедрением среди отечественных производителей, привлечением к этим целям отечественных и зарубежных инвесторов, способных организовать высокотехнологичные и инновационные производства.
        Помимо прочего, на технопарки возложена задача по налаживанию тесного взаимодействия между высшими образовательными учреждениями, академической наукой и производством для повышения эффективности научно-исследовательских и инновационных проектов, по привлечению для этих целей ученых, высококвалифицированных специалистов, практиков, а также студентов.
         При этом участников технопарков освободят от уплаты земельного налога, налога на прибыль, имущество юридических лиц, благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в государственные целевые фонды.
          Также планируется предоставить им льготы по уплате таможенных платежей за оборудование, сырье, материалы, реактивы и комплектующие изделия, завозимые для собственных производственных и строительных нужд. Еще одним стимулом для участников технопарков станет преференция по выделению им льготных кредитов на срок не менее семи лет и льготным периодом в два года с процентной ставкой не выше ставки рефинансирования Центрального банка. Статус участника технопарка будет предоставляться на срок до 10 лет.
            Кредитное плечо
         Активно в развитие малого бизнеса и привлечение в сферу новых инициативных и предприимчивых граждан включились и банки. Сегодня все без исключения кредитно-финансовые организации Узбекистана начали реализацию собственных программ по широкому кредитованию и вовлечению населения в предпринимательскую деятельность.
            В декабре прошлого года, выступая на совместном заседании обеих палат парламента, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил, что коммерческие банки теперь должны изменить свой метод работы. Перед финансовыми учреждениями страны глава государства поставил конкретную задачу – через общение с каждой семьей создать оптимальные условия для занятия граждан предпринимательством.
             И банки не стали откладывать эту работу в долгий ящик. В частности, для выполнения этой задачи работники одного из крупнейших в стране кредитных учреждений – Агробанка – намерены посетить около 1,3 млн домов в 813 населенных пунктах. В связи с этим учреждение даже создало специальное подразделение. Более того, специальные отделы для этого открылись также в управлениях банка в Каракалпакстане, областях и 176 филиалах.
           Посещая дома, банкиры проводят беседы, дают подробные разъяснения о возможностях начать бизнес, принимают меры по выделению кредитных средств в короткие сроки. На сегодняшний день в новые управления и отделы различных банков уже приняты на работу тысячи квалифицированных специалистов.
         Еще одним распространенным способом по выявлению интереса граждан к предпринимательству, взятым на вооружение банкирами, стала рассылка заказных писем со специальными опросниками по домам людей.
           Поможет с финансами новым субъектам предпринимательства и созданный на днях Гарантийный фонд развития малого предпринимательства. Одним из главных учредителей фонда выступил Госкомконкуренции, в числе других акционеров –     Ассоциация банков Узбекистана, Торгово-промышленная палата, а также ряд крупных банков и страховых компаний.
          Фонд, по оценкам специалистов, создан в целях дальнейшего улучшения бизнес-климата и ускорения развития предпринимательства. Он призван предоставлять обеспечение банкам по кредитам, выделяемым субъектам малого предпринимательства, в части, не покрытой залогом, до 50% от суммы кредита, но не более чем на $100 тыс.
           В настоящее время, по мнению специалистов Госкомконкуренции, одним из основных препятствий при получении банковского кредита субъектами малого предпринимательства является недостаток залогового обеспечения, что служит наиболее частой причиной отказа в предоставлении кредита.
           Решению этой проблемы и будет способствовать Гарантийный фонд, призванный предоставлять обеспечение банкам по кредитам, выделяемым субъектам малого предпринимательства, в части, не покрытой залогом. Гарантийный фонд также будет оказывать консультационную помощь субъектам малого предпринимательства по условиям выделения банковских кредитов, а также содействовать им в создании высокотехнологичных и инновационных производств.
 


Источник: газета «Uzbekistan Today»
 

 

 



 

События и даты
2017 год - Год диалога с народом и интересов человека

 

4 декабря 2016 года - выборы Президента Республики Узбекистан

 

2016 год - Год здоровой матери и ребенка

 

Независимости Узбекистана  - 25 лет

XII Международная узбекская хлопковая и текстильная ярмарка

8 декабря - День Конституции Республики Узбекистан
 

Председательство Республики Узбекистан в ШОС 2015-2016 годах

Цели в области устойчивого развития до 2030 года

Uzbekistan - Symbol of the Magic East

Сотрудничество Узбекистана в рамках МОТ

Международный инвестиционный форум в г.Ташкенте
 


IX Международная промышленная ярмарка и Кооперационная биржа


X Международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари"

Проблемы Аральского моря

 

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране


Книга Первого Президента Республики Узбекистан

 

Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


 

 

 

 

На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2009

На верх