ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2018  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ПОДДЕРЖКИ АКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,   ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  27  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Узбекистан повышает транспортно-транзитный потенциал Центральной Азии

Узбекистан повышает транспортно-транзитный потенциал Центральной Азии

 

Одной из приоритетных задач внешней политики Узбекистана является реализация стратегически важных проектов в области развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Узбекистана и Центральной Азии.

В Послании Олий Мажлису глава государства особое внимание уделил необходимости формирования надежных транспортных, в том числе транзитных, коридоров для поставок внешнеторговых грузов Узбекистана на крупнейшие рынки мира и региона.

В декабре постановлением Президента принята Комплексная программа совершенствования транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 годы. В ней важное значение придается скорейшей имплементации достигнутых договоренностей по строительству международных транспортных коридоров Узбекистан - Туркменистан - Иран - Оман, Узбекистан - Кыргызстан - Китай, а также трансафганского транспортного направления с последующим выходом к морским портам Ирана (Бандар-Аббас и Чабахар) и Пакистана (Гвадар и Карачи).

По итогам встреч глав Узбекистана и Туркменистана в марте 2017 года дан старт реализации важного участка транспортно-коммуникационного коридора Узбекистан - Туркменистан - Иран - Оман: открыты железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад - Фараб через Амударью. Благодаря их запуску объем грузоперевозок уже увеличился в 2,5 раза, открывается возможность для реализации идеи создания сквозной транспортно-коммуникационной магистрали по маршруту Узбекистан - Туркменистан - Каспийское море - Южный Кавказ с выходом на Баку - Тбилиси - Карс и черноморские порты Грузии, Турции, Румынии и других государств.

Кроме того, после 20-летних переговоров достигнут существенный прогресс в строительстве железной дороги, соединяющей Китай и Центральную Азию через Кыргызстан. В ходе трехсторонней встречи делегаций КНР, Кыргызстана и Узбекистана

25-27 декабря 2017 года в Ташкенте приняты практические решения, направленные на скорейшую реализацию проекта Узбекистан - Кыргызстан - Китай. Ожидается, что к концу 2018 года будут решены вопросы определения маршрута, разработки ТЭО, а также его финансирования.

Данный коридор открывает возможность транспортировки грузов самым кратчайшим путем из Китая через Центральную Азию в страны Южной Азии и Ближнего Востока и  через Транскавказский коридор в Европу.

По предварительным параметрам проекта, сроки доставки грузов сократятся на 7-8 суток, протяженность пути из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы -  на 900 км.

Особо следует отметить соглашение о строительстве железной дороги Мазари-Шариф – Герат, достигнутое в ходе официального визита Ашрафа Гани в Узбекистан в декабре минувшего года. Магистраль является продолжением ранее построенной Узбекистаном первой железнодорожной линии Хайратон – Мазари-Шариф. В 2014 году АБР был награжден Министерством финансов США за финансовое содействие реализации исторически значимого проекта в ИРА, имеющее решающее значение для восстановления экономики страны. По магистрали завозится около половины импорта Афганистана и значительный объем гуманитарных грузов.

Прокладка этой железной дороги и обеспечение ее эффективного функционирования будут способствовать успешному интегрированию стран Центральной Азии и Афганистана в международную транспортную и торговую системы.

Первое. Новая железная дорога позволит внести реальный вклад в международные усилия по социально-экономической реконструкции Афгани¬стана. С запуском участка Хайратон – Мазари-Шариф, по оценкам АБР, около 1,2 тысячи человек были трудоустроены. Темпы роста занятости афганцев вдоль железной дороги составили 10-11 процентов в год, что позволило удвоить показатель 2008 года.

Кроме того, за счет формирования собственных источников дохода от увеличения афганского товарооборота и транзита грузов Кабул получит возможность снизить остроту проблемы зависимости от внешней донорской помощи, которая составляет около 90 процентов ВВП страны.

По экспертным оценкам, открытие прямого сообщения к иранскому порту Чабахар в результате реализации проекта железной дороги Мазари-Шариф – Герат может способствовать увеличению внешнеторгового оборота ИРА на 50 процентов. По предварительным данным, прогнозируемый объем транзита грузов по завершении строительства железнодорожной линии в первый год эксплуатации составит около 5,3 миллиона тонн, в дальнейшем  - до 15 миллионов тонн в год.

Второе. Реализация намеченного проекта станет новым этапом в достижении регионального консенсуса между вовлеченными в афганский мирный процесс странами, создаст объективные условия для их сотрудничества, а не соперничества. Экономическую выгоду от осуществления проекта получат фактически все соседние с Афганистаном государства, прежде всего Индия, Иран и Пакистан.

Создание транспортного коридора Мазари-Шариф – Герат с выходом на иранские порты Чабахар и Бандар-Аббас позволит Индии получить наикратчайший доступ к рынкам Афгани¬стана, Центральной Азии и СНГ. В связи с отсутствием прямых транспортных путей торговый оборот между Индией и государствами Центральной Азии далек от своего потенциала, не превышает 1,1 процента.

Индия инвестировала 500 миллионов долларов в развитие портовой инфраструктуры Чабахар, участвует в строительстве ирано-афганской железнодорожной линии в рамках развития Южного торгового коридора Чабахар - Захедан - Зарандж с последующим выходом к кольцевой дороге ИРА, соединяющей такие крупные афганские города, как Герат, Кандагар, Кабул и Мазари-Шариф.

Запуск данной дороги также будет способствовать активному использованию транзитного потенциала и возможностей портовых инфраструктур Ирана, придаст новую динамику его отношениям с государствами Центральной Азии. Тегеран принимает активное участие в реализации транспортно-коммуникационных проектов, проходящих через территорию Афганистана. В сентябре 2017  года запущен иранский участок железной дороги Иран - Афганистан от Хафа до пограничного с ИРА города Шамти. В ближайшее время ожидается завершение прокладки железной дороги от иранского города Хаф до афганского Герата.

Линия Мазари-Шариф – Герат, кроме того, позволит осуществлять перевозку грузов в направлении Центральная Азия - Пакистан через соединенные ирано-пакистанские железнодорожные сети Захедан - Кветта - Карачи. В настоящее время пакистанской стороной активно продвигается вопрос строительства железной дороги Пешавар — Джелалабад, которая в последующем должна соединиться с единой афганской железнодорожной линией и откроет прямое сообщение с пакистанским портом Карачи. По сведениям министерства железных дорог Пакистана, Всемирный банк выразил заинтересованность в изучении технических параметров данного проекта.

Третье. Перспектива использования транзитно-инфраструктурного потенциала узбекско-афганского коридора открывает для государств Центральной Азии возможность выхода к морским торговым путям Индийского океана. По своему географическому расположению регион обладает высоким транспортно-транзитным потенциалом в становлении ключевой сухопутной магистрали Евразийского континента практически по всем направлениям – Юг - Север и Восток - Запад.

Строительство трансафганских транспортно-коммуникационных проектов в тесной увязке с другими не менее значимыми региональными проектами, такими, как Узбекистан - Туркменистан - Иран - Оман и Узбекистан - Кыргызстан - Китай создает все необходимые предпосылки для развития межконтинентальных транспортных коридоров наикратчайшим путем.

К примеру, протяженность альтернативного сухопутного коридора в направлении Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Афганистан - Иран (3,5 тысячи километров) в четыре раза короче, чем существующее морское сообщение между Китаем и Ираном (13,8 тысячи километров). В свою очередь строительство дороги Мазари-Шариф – Герат позволит доехать из Афганистана в Китай за три дня через Андижан.

Данная магистраль является ключевой частью новых железнодорожных коридоров по двум направлениям: страны СНГ и Балтии - Узбекистан - Афганистан - Иранские порты - страны Персидского залива и Ближнего Востока - Турция - Европа, а также страны Персидского залива - Афганистан - Узбекистан - Кыргызстан - Китай - страны Восточной и Юго-Восточной Азии.

При высоком транспортно-транзитном потенциале Узбекистана экономические преимущества от реализации указанных проектов очевидны. Несомненно, предстоит проделать большую работу с точки зрения согласования технических параметров строительства железных дорог, вопросов обеспечения безопасности и их финансирования, оформления нормативно-правовой базы.

Достигнутые предварительные договоренности по формированию новых железнодорожных транспортных инфраструктур необходимо рассматривать как очередной шаг в направлении усиления транзитных позиций Центральноазиатского региона, интегрирования Центральной Азии и Исламской Республики Афганистан в мирохозяйственные связи, повышение экономического потенциала и благосостояния стран региона. При этом практическая реализация обозначенных инициатив превратит Центральную Азию не только в международный транзитный узел, но и будет способствовать становлению в качестве ключевого звена трансконтинентального экономического пространства между Южной Азией, Азиатско-Тихоокеанского региона, СНГ, Европой и Ближним Востоком.

Все это позволит вывести отношения Узбекистана со всеми крупными внешнеэкономическими партнерами на качественно новый уровень, значительно расширить торгово-экономическое взаимодействие с динамично развивающими странами, такими, как Индия, Иран, Пакистан.

 

Зилола КАРИМОВА, руководитель отдела

Информационно-аналитического центра международных отношений МИД

 

Источник: газета «Народное слово»

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана 27 лет


2018 год объявлен в Узбекистане Годом поддержки предпринимательства, инновационных идей и технологий




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх