ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2017  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ДИАЛОГА    C   НАРОДОМ   И  ИНТЕРЕСОВ   ЧЕЛОВЕКА                   НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  25  ЛЕТ                      УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Дайджесты прессы Узбекистана

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты

 






















 



GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Амир Темур: Человек, изменивший ход истории

Амир Темур: Человек, изменивший ход истории

    «9 апреля 1336 года недалеко от современного Шахрисабза появился на свет человек, который изменил ход истории своего времени и народов от Азии до Европы, оставил яркий след в истории мировой цивилизации", - писал французский ученый-темуровед Люсьен Керен. Эта величайшая личность, занимающая самое высокое место в летописи нашей Родины, сияющая подобно солнцу среди звезд, как говорил Первый Президент Узбекистана Ислам Каримов, - великий предок узбекского народа Сахибкиран Амир Темур, 681-ю годовщину со дня рождения которого мировая общественность отметит 9 апреля.
    О роли наследия личности, после обретения независимости ставшей символом нашей Родины и нации в формировании узбекской государственности, ценностных ориентиров в обществе, наша беседа с председателем Союза писателей Узбекистана, народным писателем, автором романа-эпопеи "Амир Темур Великий" Мухаммадом АЛИ.
    Создавая эпиче­ское полотно, художественно отражающее роль этой великой исторической личности в построении могущественного государства с момента его становления до послед­них дней, вы тем самым отк­рыли новый этап в развитии современной узбекской литературы. Как в вашей жизни возникла эта тема?
    - Всегда любил историю. Еще в начале своей творческой деятельности, будучи студентом Литературного института, в 1966 году написал поэму "Машраб", затем цикл стихов "Старинные песни", поэму "Блики на куполе" (1967) о мастерах, воздвигнувших гробницу Амира Темура, ставшую священным местом для нашего народа. Тогда и соприкоснулся впервые с историей, образом великого предка. Потом были стихи о встрече Сахибкирана и персидского поэта Хафиза. В общем, тема захватила, впоследствии став главной в моей жизни. А в 1990-м вышел мой первый роман в прозе "Сарбадары". Его герои были современниками молодого Амира Темура. Общественность, в частности, писатели, литераторы, историки, встретили его с большим интересом. Было много предложений и советов продолжать начатое. В 1991 году стал собирать и изучать материал, а в 1996-м приступил к созданию романа-эпопеи "Амир Темур Великий".
     Надо сказать, что до независимости тема была запретной, и мало кто осмеливался использовать имя Сахибкирана в своем произведении. В последние же годы создано много романов, пьес, публицистических произведений о нем, эпохе Темуридов. Работа в этом направлении продолжается, многие наши авторы, ученые стараются писать об этом. К сожалению, на этой волне появились и те, кто, желая сказать по данному поводу свое слово, глубоко не вникает в тему. Но, думаю, время все расставит на свои места. В напутствие молодым литераторам хочу сказать, что писать об истории - большая ответственность. Вначале нужно изучить ее, и лишь затем браться за создание художественного произведения.
     Приходилось много работать с источниками, но мне это доставляло огромную радость. Опирался на те, которые считаю самыми верными, постоянно сопоставлял события, факты. В том числе книги "Рузномаи газавати Хиндустон" ("Дневник похода в Индию") Гиясиддина Али, "Зафарнаме" ("Книга побед") Низамуддина Шами, Шарафуддина Али Язди. Многие авторы придерживались пожеланий Сахибкирана писать просто и доступным языком, чтобы книгу могли прочесть и понять многие люди. Также использовал сочинение испанского посла Руи Гонсалеса де Клавихо "Дневник путешествия в Самарканд ко двору Темура (1403-1406)" и переведенный на узбекский труд Ибн Арабшаха "История Амира Темура".
    - Кроме Сахибкирана и его сыновей - Джахангира, Умаршейха, Мираншаха, Шахруха, в романе огромное количество действующих лиц, событий. Выразительное эпическое повествование перемежается с лирическими зарисовками и душевными переживаниями героев. Когда вы его создавали, какую ставили цель, кого в вас было больше - художника или историка?
     - В процессе работы над романом довелось трудиться во многих зарубежных библиотеках, и практически везде, где приводятся сведения об Амире Темуре, употребляется слово "conqueror" - завоеватель. На самом же деле он был совершенно другим человеком. Это подт­верждают простая логика и факты. Один из них - то, что, следуя призыву пророка, он прощает своих врагов - Баязида, Тохтамыша и тем самым, по его словам, обретает нечто большее. Также в романе с исторической достоверностью показано, что Амир Темур до последней минуты стремится предотвратить, избежать всякой войны. Старается даже пленного обратить в друга. Так, в своем труде "Уложения Темура" пишет: "В управлении я руководствовался кротостью, человеколюбием и терпением. Был одинаково благосклонен как к врагам, так и к друзьям". В одном из эпизодов романа на наполненные ненавистью угрозы Баязида Темур отвечает: "Зачем мне убивать? Не я давал жизнь, не мне ее забирать!", чувствуя ответственность не только перед своим временем, но и перед будущими поколениями.
    Стараясь погрузиться в ту эпоху, жить жизнью своих героев, я подумал: каким может быть такой всепрощающий человек? Именно это стремление способствовало появлению лирических вставок и философских отступлений в романе, являющихся своего рода ключом к тем или иным событиям, раскрывающих духовный мир героев. Одна из них - притча о чинарах - "отце и сыне".
    Углубляясь в историю, пытался представить, как выглядели бы, действовали, что чувствовали и о чем думали мои герои. Взять, к примеру, первый поход, который проходил через Шаш - современный Ташкент в Моголистан. Сахибкиран возвращается с победой в Самарканд, впереди войска направляется гонец. Весть доходит до Сараймулькханум. Она готовится, волнуется: как встретить, в чем выйти? Ведь сколько прошло дней, месяцев с их последней встречи. Как и всякая женщина, старается хорошо выглядеть. Вспоминает, что когда одевала синее платье, Сахибкиран заметил, что оно ей очень идет, а вот о другом сказал, что оно не годится. В то же самое время старался понять: о чем думает Амир Темур? Ставил перед собой задачу - показать его не только как величайшего полководца и государственного деятеля, а прежде всего как человека. Человечность, любовь к этому миру, своему народу, стремление сделать его жизнь лучше - именно таким он предстает в романе.
     Отрадно, что в годы независимости в мировом сообществе поменялось мнение о нашем великом предке. В прошлом году в "Аргументах и фактах" (N№ 18) вышла статья, в которой говорится, что Амир Темур вошел в историю не как один из средневековых покорителей Азии, грозный, жестокий и пугающий, а как созидатель, чья многогранная деятельность заложила основы Восточного ренессанса. Эпохи, когда огромный прогресс наблюдался в сфере науки и искусства, процветали литература, медицина, каллиграфия и библиотеки. Получила новое развитие древняя трансконтинентальная магистраль - Великий шелковый путь, сблизившая в прямом и переносном смысле народы Европы и Азии. Приводятся слова французского академика - востоковеда, лингвиста и переводчика Луи-Матьё Лангле о том, что многие авторы ложно описали Сахибкирана в своих хрониках. "Два препятствия, почти неодолимые, - наши предрассудки и неверность истории, мешали нам узнать и оценить Темура…"
    Жизнь и деятельность "Спасителя Европы", как называют его в ряде европейских летописей, привлекают все больше исследователей, деятелей искусства и культуры и за пределами Узбекистана. За последние 600 лет о нем издано более 900 книг на европейских языках и более тысячи - на восточных, проводятся научные конференции, посвященные его юбилеям, в пятидесяти с лишним странах сегодня ведут исследования ученые-темуроведы.
     - Первый том романа заканчивается тем, что Амир Темур теряет старшего сына - своего наследника, но обретает внука как символ продолжения рода, преемственности поколений. Для нас, читателей, этот художественный прием говорит о продолжении его великих деяний уже в контексте сегодняшнего времени. Какое наследие оставил он нам, своим потомкам?
    - Много веков назад он заложил национальную идею, которая получила свое воплощение в годы независимости. В одной из статей я написал, что два ее крыла - Сахибкиран и Алишер Навои. Один в политическом, другой - в гуманитарном смысле. Сегодня как никогда актуально его духовное наследие, ставшее источником единения нации, путеводной звездой в осуществлении реформ, воспитании у подрастающего поколения патриотизма, формировании национального самосознания и мировоззрения, толерантности.
    Духовно-нравственные принципы, которыми он руководствовался в жизни и которые завещал своим потомкам, отражены в уникальном труде - "Уложениях Темура". Многие его моменты легли в основу нашей Конституции. "Всегда держу их на своем столе. И когда читаю, непременно что-то черпаю для себя!" - говорил наш Первый Президент Ислам Каримов. Мне кажется, таким бесценным наследием своего великого предка, актуальность которого не пропадает и в наши дни, может гордиться далеко не каждый народ мира.
     В 1409 году Шахрух Мирза, правитель Хорасана, вместе со своим сыном Улугбеком приехал в Самарканд уже после смерти Амира Темура. Когда они вошли в казну, оказалось, что она совершенно пуста. Вдруг заметили блеск - то была монетка в один динар. "А где же богатства?" - спросил юный бек?
     Так где же наследие величайшей империи? Порой я задаю себе вопрос: а что было бы в нашей истории без Амира Темура? Не было бы Мирзо Улугбека, Бабура, Хусейна Байкары, а значит, и Алишера Навои… На протяжении всего повествования Сахибкиран вспоминает о загадочном сундуке из легенды о саде богатств ("Гулшани хазойин"), рассказанной ему учителем. По преданию в нем находятся бесценные реликвии человечества, которые искали все цари мира начиная с Александра Македонского. В конце романа он, говоря с Сараймулькханум о том, что так и не нашел сундук, вдруг понимает, что этот сад богатств и есть весь мир, в котором он находится. Который искал всю жизнь! Сараймулькханум утешает его словами: "Вы превращаете в цветущий сад мир, который мог бы превратиться в увядший край". На что Темур отвечает: "Я сделаю его еще более процветающим. Ибо человек не приходит в этот мир просто так. Раз ни один человек не вечен в этом мире, пусть в память о нем останутся хорошие, благие дела". А еще он говорил воинам: "Делать добро для меня большая радость, чем самому наслаждаться!" Можно сказать, что в этих словах основной смысл и цель всей жизни Амира Темура.
     Человек счастлив только тогда, когда осознает, для чего он рожден. И направляет на эту цель все свои силы, чтобы осуществить ее. Считаю Амира Темура именно таким - счастливым человеком. Он сумел объединить страну в мощнейшее государство, обеспечил ее процветание. С ним считались все мировые державы. И сегодня, когда мы гуляем по Самарканду, Шахрисабзу и другим городам нашей страны, видим плоды его трудов, не перестаем удивляться: как можно было воздвигнуть столько веков назад эти величественные здания? Имя Амира Темура, его образ придают нашему народу силу и энергию, способствуют сплочению и единству, построению светлого будущего. Как сказал Первый Президент Ислам Каримов: "...если кто-то хочет постичь, что такое узбек, в чем сила и мощь узбекской нации, в чем ее справедливость и безграничные возможности, каков вклад, внесенный в мировое развитие, и через все это постичь ее веру в будущее, должен вспоминать личность Амира Темура".

 


Источник: газета «Правда Востока»
 

 

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана  - 26 лет

 

8 декабря - День Конституции Республики Узбекистан

 


2017 год - Год диалога с народом и интересов человека

 

 

XII Международная узбекская хлопковая и текстильная ярмарка


 

Цели в области устойчивого развития до 2030 года

Сотрудничество Узбекистана в рамках МОТ

Международный инвестиционный форум в г.Ташкенте
 


IX Международная промышленная ярмарка и Кооперационная биржа

Проблемы Аральского моря

 

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране


Книга Первого Президента Республики Узбекистан

 

Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


 

 

 

 

На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2009

На верх