Система – национальная, уровень – общеевропейский
Система – национальная, уровень – общеевропейский
Иностранные языки в современном мире становятся одним из главных факторов как
социально-экономического, так и общекультурного прогресса общества. Они играют
огромную роль в формировании личности и повышении уровня образования, позволяют
получить доступ к обширным знаниям в глобальном информационном пространстве,
духовному богатству другой страны, ее научному потенциалу, предоставляют
возможность непосредственной коммуникации с представителями разных народов.
В рамках реализации постановления Президента
Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения
иностранных языков» от 10 декабря 2012 года в составе Государственного центра
тестирования при Кабинете Министров образовано Управление по оценке уровня
знаний и владения иностранным языком.
Управлением ведется интенсивная работа по
разработке и внедрению в соответствии с требованиями международно признанных
стандартов Национальной системы оценки уровня знаний и владения иностранным
языком. Для этого были изучены и проанализированы нормы Общеевропейской
компетенции владения иностранным языком и международные системы оценки уровня
владения языком. Национальная тестовая система всецело им соответствует.
31 декабря 2013 года было принято постановление
Кабинета Министров «Об утверждении Положения о порядке определения уровня знания
иностранного языка и выдачи квалификационного сертификата». Оно регламентирует
порядок определения уровня знания иностранного языка и выдачи квалификационного
сертификата государственного образца в соответствии с постановлением Президента
от 10 декабря 2012 года. Новая система оценки и сертификации уровня знаний
иностранных языков предназначена для всех желающих. Но основным контингентом
являются преподаватели иностранного языка. На сегодняшний день в тестировании
приняли участие 1 197 соискателей, 612 из которых получили квалификационный
сертификат.
В рамках реализации Закона «Об образовании» и
Национальной программы по подготовке кадров в стране создана комплексная система
обучения иностранным языкам, направленная на формирование гармонично развитого,
высокообразованного подрастающего поколения. За годы независимости созданы
мультимедийные учебники по иностранным языкам для 5—9-х классов
общеобразовательной школы, электронные ресурсы по изучению иностранных языков в
начальных классах, оснащено современным лингафонным оборудованием свыше пяти
тысяч кабинетов иностранного языка в общеобразовательных школах,
профессиональных колледжах и академических лицеях.
Еще одним важным направлением деятельности
в рамках реализации постановления Президента является проведение тестовых
испытаний с целью определения надбавки к базовым должностным окладам
преподавателей иностранного языка, что служит важным стимулирующим фактором
привлечения высококвалифицированных специалистов в образовательный процесс и
совершенствования системы обучения подрастающего поколения иностранным языкам.
Задания для тестовых испытаний разрабатываются в соответствии с Государственным
образовательным стандартом системы непрерывного образования Узбекистана.
Для успешного прохождения тестирования достаточно
набрать 40 и более процентов от максимально возможного балла по каждому из
разделов тестовых испытаний. За три года в нем приняли участие 29 394
преподавателя иностранного языка, в том числе 24 520 — из системы народного
образования, 4 160 — среднего специального, профессионального и 714 — высшего
образования.
Анализируя итоги, можно определить степень развития
грамматических и речевых компетенций у преподавателей иностранного языка. Так,
наибольший рост эффективности ответов наблюдается в разделах «Лексическая и
грамматическая компетенция» и «Чтение». Относительно низкие показатели
наблюдаются в заданиях на нахождение грамматических ошибок в научных текстах.
Стоит отметить, что в 2016 году улучшились
результаты по разделу «Письмо». Определенную роль в этом сыграли образцы
письменных заданий, опубликованных на сайте управления, а также еженедельные
семинары-тренинги для учителей иностранного языка, организованные Министерством
народного образования, самообразование учителей.
Наиболее типичными ошибками раздела
остаются недостаточно полное понимание предложенной темы, отход в ряде случаев
от требуемого стиля.
В разделе «Говорение» необходимо
обратить особое внимание на раскрытие предложенной темы, постановку задачи и
отработку алгоритма выражения своего мнения с подтверждающими его аргументами.
Нередко в ответах высказывания нелогичны либо являются еще одним мнением,
советом, но не аргументом в поддержку своего мнения.
Проводимый нами статистический анализ итогов тестовых
испытаний позволяет проанализировать языковые компетенции преподавателей
иностранного языка, сравнить их, выявить типичные ошибки в решении тестовых
заданий, что оказывает продуктивную помощь учителям иностранного языка, тренерам
различных курсов в подготовке к тестированию как на определение надбавки к
базовым должностным окладам преподавателей иностранного языка, так и в целом в
совершенствовании знаний, умений и навыков по видам речевой деятельности. На
сайтах dtm.uz, nsfla.uz размещены материалы, необходимые для самостоятельной
подготовки соискателей к тестированию, образцы вариантов, примерные темы
разделов.
В настоящее время продолжается работа по
внедрению информационно-коммуникационных технологий c целью сдачи тестов нового
формата и в режиме online. Это позволит, в том числе и дистанционно, через
интернет, организовать тестирование соискателей на определение уровня их знаний
и владения иностранным языком, а также на определение ежемесячной надбавки к
базовым должностным окладам преподавателей иностранных языков.
Источник:
газета «Народное слово»
| |
|
 |
|
©
www.uzbekistan.kg 2018 |
 |
|