ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2017  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ДИАЛОГА    C   НАРОДОМ   И  ИНТЕРЕСОВ   ЧЕЛОВЕКА                   НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  25  ЛЕТ                      УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Дайджесты прессы Узбекистана

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты

 






















 



GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Пресс-релиз МИД Республики Узбекистан

Факторы конкурентоспособности экономики Узбекистана

 

Одним из важнейших достижений Узбекистана за годы независимости, безусловно, является создание условий для повышения конкурентоспособной экономики, которая обеспечивает устойчивое развитие страны, особенно в последние годы, несмотря на последствия мирового финансово-экономического кризиса. Это еще раз нашло свое подтверждение в ходе заседания Кабинета Министров, посвященного итогам социально-экономического развития республики за первое полугодие текущего года, где было подчеркнуто, что в Узбекистане устойчиво сохраняются макроэкономическая стабильность, высокие темпы развития экономики, неуклонное повышение уровня и качества жизни населения.

Опыт Узбекистана, принципы, на которых основана получившая международное признание «узбекская модель» развития, сегодня интересуют экономистов многих стран, особенно развивающихся, где ищут эффективные пути для экономического роста.

И этот интерес вполне объясним, ведь те преобразования, которые произошли в экономике Узбекистана всего за четверть века независимого развития, по-настоящему впечатляют: среди немногих государств в мире в Узбекистане за годы независимости экономика выросла почти в шесть раз.

Для того чтобы по достоинству оценить то, что сделано, необходимо хотя бы кратко напомнить, с чего все начиналось.

К моменту обретения независимости экономика Узбекистана характеризовалась высокой степенью сырьевой направленности, а доля промышленности в ВВП составляла всего 17 процентов. В условиях командно-административной системы, существовавшей в бывшем Союзе, республика не могла самостоятельно определять экономический курс, и здесь только выполняли те указания, которые поступали «сверху». А они сводились в основном к тому, что Узбекистану отводилась роль сырьевого придатка Союза, поставщика хлопкового волокна, природного газа, плодоовощной продукции и т. д. Даже крупные промышленные предприятия не были ориентированы на переработку огромных сырьевых ресурсов, имеющихся в республике, и выпуск готовой продукции. К примеру,  предприятия сельхозмашиностроения выпускали тракторы и комбайны, другую сельхозтехнику в основном для хлопководства. Хлопкоочистительные заводы вырабатывали из сырца хлопковое волокно, которое затем отправлялось либо на текстильные предприятия России и других республик, либо на экспорт без участия производителя. Даже несколько крупных текстильных комбинатов, построенных в Узбекистане, в основном работали на поставку пряжи и тканей в другие республики, где из них и выпускали готовую продукцию.

Крупные производства  функционировали за счет того, что использовали сырье, материалы, комплектующие, поставляемые из других республик, что после распада Союза и разрыва хозяйственных связей привело к их остановке. В то время о конкурентоспособности продукции, производимой на тот момент в

Узбекистане, не могло идти речи потому, что для ее производства использовались устаревшие технологии, техника и оборудование. По этим и многим другим объективным и субъективным причинам независимый Узбекистан имел куда худшие стартовые позиции по сравнению со многими другими бывшими союзными республиками.

В сложных условиях, когда решались важнейшие политические задачи, когда республика столкнулась с массой проблем в экономике и социальной сфере,

Президент Ислам Каримов в числе первоочередных целей определил выработку самостоятельного экономического курса.

Стоит отметить, что в то время недостатка в советах со стороны не было. В частности, предлагалось просто скопировать экономические модели, действующие в развитых странах, немедля переходить на рыночные рельсы, по максимуму ограничить присутствие государства в экономике и т. д. К чему могло привести следование таким советам, можно судить по примерам внявшим им республик, прошедших через «шоковую терапию», развал экономики, безработицу и связанные с этим социальные потрясения.

Руководство Узбекистана выбрало собственный путь развития, основанный на пяти известных принципах, в частности, деидеологизации экономики, поэтапности становления рыночных отношений при главенствующей роли государства как реформатора.

Например, в отличие от так называемой ваучерной приватизации, приведшей тех, кто ее применил, к развалу и даже практической потере целых отраслей экономики, в Узбекистане выработали свои принципы приватизации государственного имущества, которая проводится последовательно и поэтапно.

Так, в первые годы независимости была проведена приватизация государственного жилищного фонда, мелких и средних предприятий системы торговли, услуг, местной, легкой, пищевой промышленности, автомобильного транспорта, строительства, и началось формирование класса собственников. В частности, появилось более 50 тысяч собственников объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, потребкооперации, 95 процентов которых прежде не имели статуса юридического лица. Затем, на втором этапе, в результате широкомасштабной приватизации всех отраслей промышленности, за исключением стратегически важных, более одного миллиона человек стали владельцами акций, долей, паев приватизированных предприятий, три миллиона — владельцами личных подсобных хозяйств, 85 тысяч — владельцами частных и малых предприятий и т. д. С 1998 года началась приватизация крупных и вспомогательных предприятий топливно-энергетического комплекса, химической, металлургической и машиностроительной отраслей. К этому процессу с 1999 года начали привлекаться иностранные инвесторы.

В настоящее время в рамках Программы по приватизации государственной собственности на 2015—2016 годы происходит кардинальное сокращение присутствия государства в отраслях и сферах реальной экономики за счет реализации множества госпредприятий и объектов государственной собственности в частные руки, в том числе иностранным инвесторам. В результате осуществления данной программы число предприятий, имеющих государственную долю в уставном капитале, намечено сократить  в четыре раза.

В целях дальнейшего сокращения уровня государственного присутствия в экономике в 2015 году на публичных торгах в частную собственность реализовано 608 объектов государственной собственности, в том числе 506 объектов по «нулевой» выкупной стоимости с условием принятия инвестиционных обязательств. Полностью ликвидировано 245 низкорентабельных и бездействующих организаций. Снесены предусмотренные в программе приватизации 353 неиспользуемых и недостроенных объекта государственной собственности. В результате высвобождено 120 гектаров земельных участков, около 80 из которых отведено предпринимателям для организации производства и оказания услуг.

Становление и развитие частной собственности, а также постоянное совершенствование делового климата в стране стало основой для организации и расширения такой важной сферы любой конкурентоспособной экономики, как малый бизнес и частное предпринимательство.

Если до обретения республикой независимости этого важного сектора экономики практически не было вообще, то по итогам 2015 года доля малого бизнеса в ВВП составила 56,7 процента, в промышленности — 38,9 процента, в розничном товарообороте — 87,1 процента, и в занятости — 77,9 процента. Следует отметить, что наибольшее количество из 26,9 тысячи новых субъектов малого бизнеса, созданных в прошедшем году, пришлось не только на традиционные для этого сектора торговлю и общественное питание — 30,4 процента, но на сферу промышленности и другие производственные отрасли — 36 процентов, а также строительство — 11,2 процента. И сегодня дальнейшее развитие отечественной экономики невозможно представить без вклада субъектов малого бизнеса, большинство из которых на основе современных технологий и оборудования выпускает широкий спектр импортозамещающей и экспортоориентированной продукции для насыщения не только внутреннего потребительского рынка, но и поставляемой на рынки других стран.

Другим важным фактором повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана является реализация определенного руководством страны курса на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение всех отраслей. Применение высоких технологий и современного оборудования было и остается непременным условием при разработке любого проекта по строительству или реконструкции действующих производств.

Благодаря этому за годы независимости в республике появились целые высокотехнологичные отрасли, например, автомобилестроение, нефтегазохимия, а другие отрасли буквально переживают второе рождение. К ним можно отнести легкую, пищевую, фармацевтическую промышленность, индустрию стройматериалов и другие.

Например, сегодня в Узбекистане не только по-прежнему выращивают хлопок-сырец, вырабатывают из него волокно, получая затем пряжу, трикотажное полотно и ткани, но и углубили процесс переработки до выпуска готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. И в настоящее время Узбекистан, кроме ведущих позиций на мировом рынке хлопка, расширяет и укрепляет свои позиции и на международном рынке текстиля.

Продолжается и процесс углубления переработки природного газа. Совсем недавно в Кунградском районе Каракалпакстана прошла официальная церемония завершения проекта и открытия Устюртского газохимического комплекса на базе месторождения Сургиль. При активном сотрудничестве и участии консорциума компаний из Республики Корея создано крупное производство, где с применением высоких технологий и новейшего оборудования смогут производить в год 387 тысяч тонн полиэтилена, 83 тысячи тонн полипропилена, а также 102 тысячи тонн пиролизного дистиллята и 8 тысяч тонн пиролизного масла. На сегодняшний день около 85 процентов произведенной полимерной продукции экспортируется в страны Центральной и Восточной Азии, СНГ и Европы. До конца 2016 года планируется нарастить экспортные поставки полимерной продукции до 90 процентов.

И подобных примеров разного масштаба можно привести немало. Только в 2015 году завершена реализация 158 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью 7,4 миллиарда долларов, что, несомненно, повысило конкурентоспособность экономики Узбекистана.

Выверенный экономический курс, содержащий, помимо названных выше, еще немало ключевых составляющих, например, меры по диверсификации экономики, широкое привлечение иностранных инвестиций, в том числе в созданные СИЭЗ «Навои», СИЗ «Джизак» и «Ангрен», программу локализации, развитие внутри- и межотраслевой кооперации и другие, доказал свою эффективность и прошел испытание глобальным финансово-экономическим кризисом. В отличие от многих государств, где за последние годы наблюдался спад экономики, в последние 11 лет, в том числе и в 2015 году, темпы роста ВВП устойчиво сохранялись на уровне более восьми процентов. Обеспечивается сбалансированность макроэкономических показателей.

Это дает основания руководству республики ставить новые задачи по повышению конкурентоспособности экономики страны. В частности, в своем докладе на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год глава государства озвучил целевую задачу — увеличить к 2030 году объем валового внутреннего продукта не менее чем в два раза. При этом за счет кардинальных структурных преобразований должен быть обеспечен ускоренный рост промышленности, чья доля в ВВП должна быть доведена до 40 процентов против 33,5 процента в 2015 году, а доля сельского хозяйства снижена с 16,6 до 8—10 процентов. Таким образом, наша страна за годы независимости уверенно наращивает индустриальную мощь, с каждым годом повышая конкурентоспособность экономики.

 

Источник: газета «Народное слово»

 

События и даты
2017 год - Год диалога с народом и интересов человека

 

4 декабря 2016 года - выборы Президента Республики Узбекистан

 

2016 год - Год здоровой матери и ребенка

 

Независимости Узбекистана  - 25 лет

XII Международная узбекская хлопковая и текстильная ярмарка

8 декабря - День Конституции Республики Узбекистан
 

Председательство Республики Узбекистан в ШОС 2015-2016 годах

Цели в области устойчивого развития до 2030 года

Uzbekistan - Symbol of the Magic East

Сотрудничество Узбекистана в рамках МОТ

Международный инвестиционный форум в г.Ташкенте
 


IX Международная промышленная ярмарка и Кооперационная биржа


X Международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари"

Проблемы Аральского моря

 

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране


Книга Первого Президента Республики Узбекистан

 

Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


 

 

 

 

На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2009

На верх