ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2018  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ПОДДЕРЖКИ АКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,   ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  27  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

9 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АМИРА ТЕМУРА

9 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АМИРА ТЕМУРА

 

 

Амир Темур - эталон архитектурных традиций Востока

Период становления государства Темуридов знаменуется стремительным подъемом экономики и развитием культуры. Эти процессы ярко отразились в зодчестве. Известно, что великий полководец придавал огромное значение внешнему облику своих городов. Так, сады, а точнее великолепные садово-парковые комплексы, возводимые по инициативе Сахибкирана, стали неотъемлемой частью архитектуры того времени.

Сама традиция создания садов-парков при резиденциях правителей зародилась на Среднем Востоке. До наших дней дошли предания о прекрасных дворцовых садах Ахеменидов. Позже примеру иранских правителей последовали сатрапы подвластных областей. Они соз­давали сады, наполненные декоративными деревьями, цветниками, с богато украшенными павильонами.

В период распространения ислама глубоко восприняли традиции садово-парковой архитектуры Ближнего Востока и Средней Азии арабы. Они сделали их неотъемлемой частью своей культуры и наполнили новым содержанием. Сад был ориентирован по сторонам света и окружен высокой стеной. Само его устройство отражало представления о рае как об уединенном месте, где протекают благодатные реки и возвышаются великолепные дворцы. В этом контексте сады отражали взаимоотношения человека с природой.

Кульминационного этапа развития садово-парковое искусство Средней Азии достигло в XIV-XV веках во многом благодаря вниманию, которое ему уделял Амур Темур. Подражая повелителям, закрытые частные сады в этот период стали возводить аристократы и состоятельные горожане.

За схемой планировки сада, получившей широкое распространение в период правления Темуридов, закрепилось название "чорбог" (четыре сада). Необычное деление и форма имели символическое значение - именно это число признано священным у многих народов и символизирует мировой порядок и стабильность. Деятели науки и культуры Востока утверждали, что как в природе, так и в искусстве торжествующей остается идея гармонии, отражающаяся в пропорциональности составных частей одного целого.

Зачастую чорбоги служили загородной резиденцией правителя и выполняли довольно много функций. К примеру, в них регулярно устраивались государственные советы-мадж­лисы, встречи с мудрецами, поэтами и музыкантами. В дни больших празднеств проводились гуляния.

Долгое время эталоном архитектурных традиций на Востоке оставался Самарканд. При Амире Темуре вокруг города сложился зеленый пояс, превышавший площадь самой столицы. Это были не только сельскохозяйственные угодья, но и сады. А родной город Темура Кеш благодаря активному озеленению все чаще упоминался в источниках под нынешним названием Шахрисабз (Город зелени).

Исследователи отмечают, что именно при Темуридах окончательно сложился ведущий тип архитектурно организованного чорбога. Главные отличительные признаки его схемы: осевая планировка, которая сводилась к расчленению квадратного участка каналами и аллеями с центральным положением источника воды и дворцового павильона и четкой разбивкой зеленых посадок. Сохраняется ориентация по сторонам света. В отдельных случаях вход размещался не по центру, а сбоку. Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытым внешним достигается путем установления видовых точек, оформленных аркадами. Такое устройство создавало эффект неожиданного раскрытия, когда перед входящим внезапно возникают прекрасные пейзажи цветущего сада, скрытого от внешнего мира. Таким образом усиливалось эмоциональное воздействие. При этом чорбоги проектировались на строго научной основе, с учетом особенностей ландшафта, климата, и символического значения флоры. Не случайно традиционный сад зачастую описывается как чарующий и таинственный.

Первые упоминания о садах Амира Темура известны из записей историков и поэтов того времени. Не оставляли величественные чорбоги без внимания и художники, изображавшие их в своих миниатюрах. Практические же наработки в их возведении нашли отражение в трудах ученых. В частности, известен трактат "Иршад аз-Зера'а" ("Путеводитель по земледелию"), который содержал специальную главу "О посадке саженцев, цветов, деревьев, душистых трав, об устройстве чорбога и последовательности его возведения".

Сведения о садах, возводимых в период правления Темуридов, известны нам благодаря письменным источникам и археологическим исследованиям руин парковых дворцов и павильонов, остатков ирригационных сооружений. Труды Шараф-ад-Дина Али Язди, Ибн Арабшаха, Бабура и многих других также содержат упоминания и описания наиболее достопримечательных садов Самарканда, Герата, Кабула. Объемный материал о садах эпохи Темуридов был собран тремя поколениями востоковедов и археологов XIX-XX веков. Среди них - В. Бартольд, В. Вяткин, М. Массон, И. Сухарева, А. Якубовский.

Особенно знаменитыми были сады в окрестностях Самарканда, обладавшие красивыми "говорящими" названиями - Баг-и-Бахишт (Райский сад), Нахши-Джехан-нумо (Украшение мира), Баг-и-Шамаль (Сад северного ветерка). В 25 километрах к югу от Самарканда, на шахрисабз­ской дороге, находился сад Баг-и Джахон-наме (Сад Зеркало мира), куда Амир Темур не раз приезжал на отдых после продолжительных походов. В 1394 году в ознаменование возвращения Шахруха из похода был создан сад Баг-и-Амир-заде Шахрух. Близ крепостной стены столицы в 1404 году был возведен Баг-и-Нау (Новый сад). К юго-западу от города располагался Баг-и-Чинар (Чинаровый сад), получивший название от столетних деревьев. К юго-востоку располагались Баг-и-Бульды (Сад довольства) и самый известный - Баг-и-Дилкушо (Сад, пленяющий сердце). Из некоторых источников известно, что к его созданию Темуром были привлечены самые искусные зодчие Азии. В разных трудах Баг-и-Дилкушо упоминается в ка­честве любимой резиденции великого правителя.

Чорбоги Самарканда были окружены высокой стеной, а их прямоугольная площадь разбивалась на четыре или 16 секторов, в которых живописно располагались отдельные цветники, декоративные и фруктовые деревья. Их посадка определялась не только практическими, но и эстетическими интересами. Снежно-белые, лиловые и розовые цветы весной, желто-оранжевые и красные плоды летом и багряно-золотая листва поздней осенью придавали чорбогам неповторимое очарование. Такое разнообразие было характерно для садов Мавераннахра XIV-XV веков.

В садах непременно устанавливались фонтаны. В Баг-и-Дилкушо и Баг-и-Нау, расположенных на склоне холма, встречались невероятной красоты каскадные водопады. Характерными чертами оросительной системы являлись геометричность и отсутствие естественных изгибов ручьев и рек, которые, кстати, были характерны для большинства европейских стран.

Сложившиеся при Амире Темуре каноны устройства чорбога стали классическими. В последующие столетия они оказали огромное влияние на садово-парковое зодчество многих восточных стран, в том числе Афганистана, Ирана, Турции и Индии.

 

Таир Гюль

Докторант Института истории

Академии наук Республики Узбекистан

 

Источник: газета «Правда Востока»

 

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана 27 лет


2018 год объявлен в Узбекистане Годом поддержки предпринимательства, инновационных идей и технологий




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх