ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2018  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ПОДДЕРЖКИ АКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,   ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  27  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Принцип справедливости: покарать или проявить гуманность

Принцип справедливости: покарать или проявить гуманность

     Полноценное функционирование социальной, экономической и духовной жизни страны невозможно без независимой и справедливой судебно-правовой системы.
    Осуществляемые в Узбекистане кардинальные реформы создают условия для усиления гарантий защиты общечеловеческих ценностей, в первую очередь охраны личности, ее жизни, свободы, чести, достоинства и других неотъемлемых прав.
     Уголовный кодекс Узбекистана был принят свыше двадцати лет назад. За это время коренным образом изменилось наше государство и общество, что требует дальнейшего совершенствования уголовного права.
    Непреходящи значимость и практическая важность принципов справедливости и гуманизма, на которых в конечном счете и должна строиться каждая уголовно-правовая норма. В Послании Олий Мажлису    Президент сказал, что нашей основной задачей должно стать утверждение в жизни общества принципа справедливости. «Мы уделим особое внимание либерализации некоторых деяний и их исключению из категории преступлений, смягчению уголовного наказания с точки зрения гуманизма», отметил глава государства.
    Справедливость неизменно рассматривается через призму гуманизма, который в отношении преступника воплощается прежде всего в правилах снижения репрессий и индивидуализации наказания. Разумеется, невозможно просчитать вред моральный, идеологический или политический, причиненный преступлением, и найти ему точный эквивалент в единицах измерения. Поэтому оценочный подход при конструировании санкций статей уголовного законодательства неизбежен. И для предупреждения ошибок, просчетов в этой работе необходимо учитывать весь комплекс условий, влияющих на уровень и состояние преступности, а также его динамику.
    Мы все свидетели, что в Узбекистане за последние годы произошло значительное снижение уровня преступности. В настоящее время он один из самых низких на пространстве СНГ. Это и есть подтверждение правильности постановки проблемы о гуманизации уголовных наказаний в соответствии с традициями милосердия и великодушия нашего народа.
    Одним из перспективных направлений дальнейшей гуманизации уголовного законодательства нашей страны является пересмотр санкций ряда норм Уголовного кодекса в сторону снижения минимального размера наказания или его отмены, а также снижения в некоторых случаях максимальных сроков наказания. Снижение или отмена «нижнего предела» предоставляет суду возможность назначать более мягкие наказания, когда это необходимо, без ссылок на исключительные обстоятельства. Снижение же максимального предела исключает саму возможность назначения необоснованно строгих санкций.
     При рассмотрении дела судья учитывает тяжесть причиняемого преступлением ущерба, форму, характер и качество субъекта, данные о рецидиве, способ совершения преступления, его распространенность.
    Бытует точка зрения, согласно которой большое общепревентивное значение имеют строгие меры наказания. При этом нередко утверждается, что особенно это касается умышленных преступлений, а не совершенных под влиянием сильных эмоций. Однако на совершение тех и других преступлений профилактическое воздействие, на наш взгляд, оказывает не столько угроза тяжким наказанием, сколько реальность исполнения этой угрозы, то есть осознание неотвратимости наказания.
     Анализ действующего уголовного законодательства и практики позволяет сделать вывод о необходимости и наличии возможности дальнейшей гуманизации некоторых конкретных статей кодекса. В отдельных статьях Уголовного кодекса существует слишком незначительный разрыв между минимальным и максимальным пределами наказания, что сужает рамки судейского усмотрения.
    В санкциях некоторых статей Уголовного кодекса предусмотрены необоснованно высокие максимальные пределы наказаний. Хотя на практике они назначаются нечасто, поэтому, думается, необходимо исключить саму возможность назначения необоснованно строгих мер наказания. Ведь они исключают возможность индивидуализации оценки деяния виновных лиц, в том числе несовершеннолетних, учета смягчающих и отягчающих обстоятельств.
    Свою высокую эффективность показывает постепенная декриминализация Уголовного кодекса путем перевода видов преступлений с административной преюдицией в Кодекс об административной ответственности. Это позволит не только не привлекать к уголовной ответственности людей, случайно оступившихся, и не ставить на них клеймо преступника, но и шире применять экономические санкции.
      Представляется правильным отказаться от отнесения к разряду преступных деяний, которые в общественном сознании не оцениваются как таковые, а также от отнесения к разряду уголовно наказуемых деяний, не представляющих большой общественной опасности.
    Важное предупредительное и воспитательное значение будет иметь дальнейшее расширение института примирения путем включения в перечень составов преступлений, предусмотренных в статье 661   «Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением», всех преступлений, не представляющих большой общественной опасности, а также совершенных по неосторожности, за которые     Уголовным кодексом предусмотрено лишение свободы не более пяти лет.
     На основе научных исследований и разработок теоретиков уголовного права необходимо пересмотреть перечень обстоятельств, исключающих уголовную ответственность. К ним, к примеру, можно отнести согласие потерпевшего и совершение преступления под психическим (физическим) давлением.
    Постепенное сокращение карательных элементов и преобразование их в воспитательные обусловлено объективными общественно-политическими и социально-экономическими условиями и всецело соответствует основополагающим принципам развития нашей государственности. Реализация этих задач позволит усилить гарантии судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.


     Мирзаюсуп РУСТАМБАЕВ,
    начальник Военно-технического института Национальной гвардии Республики Узбекистан, профессор


Источник: газета «Народное слово»



 

 

 

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана 27 лет


2018 год объявлен в Узбекистане Годом поддержки предпринимательства, инновационных идей и технологий




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх