ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2017  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ДИАЛОГА    C   НАРОДОМ   И  ИНТЕРЕСОВ   ЧЕЛОВЕКА                   НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  25  ЛЕТ                      УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Дайджесты прессы Узбекистана

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты

 






















 



GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Узбекистан: Великое наследие прошлого – основа просвещенного будущего

Узбекистан: Великое наследие прошлого – основа просвещенного будущего

    «Презентация за презентацией» – это первое, что приходит в голову, когда пытаешься оценить то, что происходило 28–29 ноября 2017 года в рамках состоявшегося в Ташкенте Международного медиафорума    «Перекресток времен: великое наследие прошлого – основа просвещенного будущего», посвященного тому, что делается в рамках проекта «Культурное наследие Узбекистана».
    Представлена не только новая медиапродукция, созданная в рамках проекта, но и новые его направления. Изначально он реализовывался в двух направлениях – издательство книг-альбомов и создание документальных фильмов, посвященных артефактам Узбекистана в коллекциях мира. Теперь же он приобрел новые грани, направленные на дальнейшее глубокое изучение и сохранение уникального культурного наследия страны.
    На открытии медиафорума отмечалось, что сегодня в стране по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и в рамках Стратегии действий осуществляются масштабные реформы во всех сферах жизни, в том числе огромная работа по сохранению, изучению и широкой популяризации культурных и духовных ценностей узбекского народа. Проект «Культурное наследие Узбекистана» и проведенный медиафорум являются ярким примером этой многогранной работы, целью которой также является широкое просвещение и образование молодого поколения.
     ЗЛОБОДНЕВНАЯ ТЕМА
    – Форум посвящен очень важной, возможно, наиболее злободневной теме современного мира – вопросу сохранения духовного наследия прошлого, его приумножения, и, самое главное, приобщения к нему нынешнего и будущих поколений, – отметил один из координаторов проекта, первый заместитель Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Содик Сафаев. – Человечество переживает сложный период. Обостряются противоречия культурно-гуманитарного характера, растет неопределенность во многих регионах планеты, имеют место беспрецедентные угрозы миру и стабильности, связанные с распространением международного терроризма. Осмысление этих процессов приводит к мысли, что апробированные силовые методы противодействия злу, насилию, нетерпимости не всегда срабатывают.    Выступая на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев отметил, что нередко усилия сводятся к борьбе с последствиями вызовов, а не с их первопричинами.
     Зачастую первопричиной любого конфликта является невежество, незнание истории, традиций культуры и обычаев народов. Именно поэтому сегодня во многих странах мира большое внимание уделяется образованию, изучению истории. В Узбекистане в этом направлении проводится огромная работа, реализуются несколько проектов. Один из них – «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира». Этот проект, иницированный и реализуемый Национальной ассоциацией электронных СМИ Узбекистана (НАЭСМИ), Министерством культуры, представительством ЮНЕСКО в Узбекистане, региональным представительством Фонда имени Конрада Аденауэра по Центральной Азии, Академией наук республики, издательским домом Zamon press Info, информационным агентством Uzbekistan Today, телеканалом    «Караван-ТВ», онлайн интернет-телеканалом «Севимли-ТВ» наглядно продемонстрировал, что Узбекистан дал человечеству огромное количество культурных ценностей. Сегодня большое множество артефактов составляют значительную часть крупнейших музейных и частных коллекций мира. И многие люди, особенно за рубежом, только сейчас узнают о бесценном вкладе Узбекистана в развитие мировой цивилизации. И во многом этому способствует медиапродукция, выпускаемая в рамках этого международного проекта, конференции ученых, на которых обсуждаются вопросы изучения и сохранения культурного наследия.
     Сейчас наша страна переживает новый исторический этап, и это чувствуется во всех сферах – в экономике, политике, культуре, науке, образовании. В эпоху глобализации сохранение национальной идентичности является наиболее актуальной проблемой, и, конечно, возникает вопрос: а как ее сохранить, что нужно для этого сделать? Ответ на этот вопрос сформулировал, в том числе, и наш известный академик, доктор исторических наук Эдвард Ртвеладзе, отметив, что нужно открывать, изучать, сохранять и пропагандировать историко-культурное наследие.
      Говорить об Узбекистане и о его наследии очень сложно, потому что какой-бы исторический период мы не взяли, он буквально нашпигован произведениями искусства, экспонатами уникальной художественной культуры. Какой бы мы регион страны не рассматривали, опять такая же ситуация, потому что в любом из них много произведений искусства, которые рассказывают и об истории, и о людях, которые жили в этом регионе и создавали эти бесценные произведения искусства.
      Проект «Культурное наследие Узбекистана» уникален и не имеет аналогов в других странах. Узбекистан всегда был перекрестком разных народов, культур, традиций и именно сейчас, уже в настоящее время, этот проект также дает всем возможность объединиться. Он объединяет разные исторические эпохи, нацелен не только в прошлое, но и в будущее.
      Уникальность проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» состоит также в том, что впервые создается очень большая фактологическая база наших произведений, которые хранятся за рубежом. В ходе работы, например, выяснилось, что в Германии есть произведения, которые собирались немецкими коллекционерами еще в ХIX веке и увозились из Узбекистана. Это абсолютно уникальные произведения, которые характеризуют практически все этапы развития нашего родного края, начиная с древнейших времен и заканчивая нынешними днями. И во многих музеях, где осуществлялся проект, чувствовалось удивительное отношение к узбекскому искусству. Например, в Штутгарте, в Музее имени Линдена руководитель отдела исламского искусства – доктор Аннет Кремер в совершенстве владеет узбекским языком. Это просто удивительный прецедент глубочайшего уважения и благоговейного отношения к нашему искусству за пределами нашей страны.
       Хочется подчеркнуть, что вся медиапродукция, созданная в рамках проекта, на безвозмездной основе передается туда, где найдет своих читателей. В частности, в рамках состоявшегося форума пять экземпляров копий факсимильных рукописей были переданы в дар правительству и народу Узбекистана, а комплекты новых альбомов и документальных фильмов из серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» – крупнейшим отечественным и зарубежным музеям и библиотекам. Более того, у проекта появился официальный сайт www.c-legacy.uz, на котором есть бесплатный доступ к документальным фильмам и информации о книгах-альбомах. Мероприятия проекта и конгресса широко и подробно освещаются отечественными и зарубежными СМИ, охватывающими многомиллионную аудиторию во всех уголках земного шара.

        БЕСЦЕННЫЕ КОПИИ
        Международный форум начался с презентации новой серии медиапроекта «Культурное наследие: шедевры письменных памятников Востока». В рамках проекта будут изданы наиболее ценные и значимые для исследователей факсимильные копии рукописей, которые в силу различных причин были вывезены с территории страны и в настоящее время хранятся в зарубежных коллекциях. Таким образом, большее число ученых страны, занимающихся изучением истории Узбекистана, получат доступ к этим уникальным документальным источникам исторических фактов.
        Первыми на инициативу авторов проекта откликнулись Институт восточных рукописей Российской академии наук, предоставивший для проекта рукописи Корана из Катта Лангара, «Дивани Хусейни», «Сад чистоты», «Уложения Темура», и Национальная библиотека Франции, в которой хранится рукопись средневекового письменного памятника «Миражнаме».
      – Обмен культурными ценностями – это основа прогресса человечества. Так получилось, что культурное наследие Узбекистана оказалось представлено в мире во многих музеях, и это показательно, и является маркером интереса всего человечества, – сказала директор Института восточных рукописей РАН, доктор исторических наук, профессор Ирина Попова. –
      Ведь культурные ценности Узбекистана приобретались и уходили в музеи всего мира. Народы, которые жили и процветали на территории Узбекистана, оставили очень богатое письменное наследие, и его приобретали русские дипломаты, путешественники, исследователи. Благодаря этому коллекция нашего музея персидских рукописей составляет почти 4 тыс. единиц. Было очень важно представить в рамках этого культурного проекта именно эти свидетельства такого высокого культурного уровня и процветания. Сегодня мы дарим научным центрам Узбекистана копии четырех весьма замечательных рукописей, которые представляют, во-первых, древность, если мы будем говорить о Коране из Катта Лангара, поскольку это один из древнейших в мире Коранов, и три рукописи, которые характеризуют перид расцвета рукописной культуры XIX века.
       Факсимильные копии этих бесценных рукописей создавались в широко известном австралийском издательстве Muller&Schindler, имеющем большой опыт в издании факсимильных манускриптов.
      – Они изготовлены на максимально приближенных к оригиналу типах бумаги с использованием натурального золотого вкрапления, – рассказывает вице-президент издательства Александр Вильгельм. – Мы постарались сделать все, чтобы копии были практически не отличимы от фолиантов.
      Хочется еще раз подчеркнуть, что каждое издание имеет большую историческую ценность. Прежде всего их содержание – кладезь полезных исторических данных. Вместе с тем каждая из них является несомненным шедевром, свидетельствуюшим о высоком уровне каллиграфического и книжного искусства своего периода.
      Коран из Катта Лангара – это один из древнейших и уникальных списков Корана, дошедших до наших дней. Эта священная книга, хранящаяся на берегах Невы в Институте восточных рукописей РАН, один из редчайших экземпляров всемирно известного Корана Османа.
     Диван Султана Хусейна Байкары представляет собой один из великолепнейших образцов книжного искусства эпохи Темуридов. Это сборник газелей – стихотворений, написанных правителем Герата, представителем династии Темуридов – султаном Хусейном Мирзо Байкара. Он был создан в Герате в период, когда книжное искусство в Хорасане достигло наивысшего совершенства.
     «Рузат-ас-Сафа» – исторический трактат, повествующий об истории пророка Мухаммеда и династиях халифов и царей. Автор этого исторического произведения яркий представитель школы придворных историков государства Хорасан – Мирхонд, который пользовался покровительством Алишера Навои.
      «Миражнаме» – богато иллюстрированная рукопись представляет собой книгу, исполненную в арабской и уйгурской графике на классическом узбекском языке – тюрки, автором которой является крупный поэт    Мир Хайдар Хорезми. Из 84 страниц «Миражнаме» 70 представляют собой великолепные миниатюры. Здесь можно найти миниатюры со сценами вознесения пророка Мухаммеда на небеса, его ночного путешествия из Мекки в Иерусалим и в мечеть ал-Акса. Эта уникальная рукопись хранится в Национальной библиотеке Франции.
     «Уложения Темура» были написаны при его жизни. Этот бесценный исторический источник средневековья состоит из двух частей: «Автобиографии», рассказывающей о жизни великого правителя, начиная с семилетнего возраста, и «Уложения». В обеих частях сочинения изложение ведется от имени первого лица, то есть от имени Амира Темура. «Уложения Темура» являются ценным сводом законов об управлении государством и армией, страной и обществом, из которого видно, на основе чего он создал централизованное управляемое могучее государство.
        ПЯТЬ + ПЯТЬ + …
        Вторая часть форума тоже состояла из презентаций, посвященных новым изданиям известных направлений проекта «Культурное наследие Узбекистана». Это книги-альбомы и документальные видеофильмы, посвященные узбекским артефактам в известных коллекциях мира.
       Первые пять томов были презентованы в мае 2017 года на международном конгрессе «Культурное наследие Узбекистана – путь к диалогу между народами и странами». В них вошли книги «Собрание   Государственного музея Востока (Москва, Россия)», «Собрание Российского этнографического музея» (Санкт-Петербург, Россия), «Собрание Государственной Третьяковской галереи (Москва, Россия)», «Вышивка и ковры Узбекистана в зарубежных коллекциях», «Произведения Алишера Навои в шедеврах книжного искусства XV–XVI вв. (из собрания Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург, Россия)».
         Более полувека назад выдающиеся исследователи культуры Центральной Азии Галина Пугаченкова и Лазарь Ремпель с сожалением писали в предисловии к одной из своих книг о невозможности представить в одном издании «многие замечательные творения древнего искусства с территории Узбекистана» из-за распыленности их по зарубежным и отечественным музейным хранилищам. «Сводное издание их – дело будущего», – писали тогда они. Время, о котором мечтали известные ученые, в общем-то, настало. Свидетельством этого является грандиозный проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира».
        В рамках прошедшего медиафорума презентованы пять альбомов и документальных фильмов. Шестой том посвящен уникальным образцам узбекских музыкальных инструментов и нотных записей, которые находятся в собраниях Российской Федерации. Три других – артефактам Узбекистана, хранящимся в Институте восточных рукописей Академии наук России, произведениям искусства в коллекциях Эрмитажа,    Государственного исторического музея в Москве и Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. В серию вошел альбом, рассказывающий об экспозиции Государственного музея искусств Каракалпакстана имени
         И.САВИЦКОГО
        Уникальной была презентация шестого тома, она прошла в рамках вечера музыкального искусства Узбекистана. Он был насыщен различными мероприятиями. В частности, впервые слушателям предложили редкие архивные записи Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук в Санкт-Петербурге, которые были записаны на фонографе Эдисона еще в 20-е годы прошлого века. На вечере известные узбекские музыканты исполнили классические фольклорные произведения Узбекистана. Прозвучали знаменитые узбекские макомы, которые включены ЮНЕСКО в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества.
        Но всех нас ждут новые книги-альбомы и документальные фильмы. В 2018 году творческой группой проекта будет продолжена работа с российскими музеями. В частности, планируются книги, посвященные коллекциям Государственного музея истории религии, Российской национальной библиотеки, Государственного музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры).
      – Наш музей необычный, таких в мире насчитывается несколько и именно это определило характер наших коллекций – разнообразных по своему составу, – рассказывает заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии Екатерина Терюкова. – Участие в этом проекте позволило нам взглянуть на собственную коллекцию с новой стороны, потому что, к сожалению, многие предметы до настоящего момента не получили должной атрибуции. Мы многое не знаем про некоторые предметы из нашей коллекции и именно работа в рамках проекта подвигла нас на то, чтобы начать выявлять предметы, связанные с культурой Узбекистана, религиозными и культурными традициями народов, которые проживали здесь в средние века. В ходе исследования мы выяснили, что спустя несколько месяцев после открытия нашего музея (15 ноября 1932 года) один из сотрудников был отправлен в Узбекистан для того, чтобы собирать вещи, которые впоследствии легли в основу композиции, посвященной исламу. И поэтому, можно смело сказать, что экспедиционная деятельность нашего музея начинается именно с Узбекистана и для нас это было приятным открытием. Надеюсь, что таких открытий будет еще немало, потому что мы только включаемся в проект, наш альбом запланирован на 2018 год, и у нас есть время для того, чтобы все понять и поделиться этой информацией с другими.
        В планах – подготовка и выпуск таких книг-альбомов, как «Нумизматическая коллекция Британского музея», «Культурное наследие Узбекистана в собраниях Лувра и других музеев Франции», «Рукописи Алишера Навои в собрании Российской национальной библиотеки», «Культурное наследие Узбекистана в рукописях Французской национальной библиотеки», «Собрания музея Японии». Запланировано издание альбомов, посвященных культурному наследию Узбекистана в Великобритании – в Бодлеанской библиотеке, Кембридже и Виндзоре.
       – В 2018 году появится уникальный альбом, который расскажет об узбекистанской части артефактов в нумизматической коллекции Британского музея, – поделился профессор Университета Хофстра Александр  Наймарк. – Этот музей, берущий свои истоки в начале XVIII века с коллекции медика и натуралиста сэра Ханса Слоана, обладает одной из самых больших в мире нумизматических коллекций. Сегодня здесь хранится около 9 тыс. монет. Среди прочих экспонатов этой коллекции и артефакты, связанные с Узбекистаном. Нумизматическая коллекция дает ответы на такие вопросы, как «Что такое деньги?», «Как они изготавливаются?», «Откуда пошла чеканка монет?». Но самое главное – деньги могут рассказать о людях, истории и эпохах. Думаю, что читателей нового тома ждет много новых открытий.
       В серии появятся еще один альбом и документальный фильм, посвященные музеям Узбекистана, их содержание определит собрание Государственного музея искусств Узбекистана. При всем многообразии коллекции музея ее основу составляет искусство Узбекистана. В экспозиции представлены ценнейшие экспонаты античного и раннесредневекового искусства Узбекистана. И эти экспонаты пользуются огромным интересом у аудитории музея.
       О ЧЕМ ГОВОРИТ АРТЕФАКТ?
       В рамках форума состоялась еще одна занимательная презентация – нового направления проекта, в рамках которого участники проекта из разных стран будут обмениваться передовыми технологиями в сохранении артефактов. Оно получило название «Культурное наследие Узбекистана: применение передовых научных технологий в сохранении исторических экспонатов и рукописей». Примечательно, что эту презентацию и первые доклады в рамках этого проекта сделал кандидат исторических наук, специальный научный сотрудник музея МИХО (Япония) Сергей Лаптев.
       Он подчеркнул, что Узбекистан расположен на Великом шелковом пути и ученым очень интересно обменяться мнениями по поводу того, как на Великом шелковом пути проходил не только обмен предметами быта и культуры, но и обмен идеями, как это происходит в настоящее время. Именно такой платформой и стал проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира».
       Одной из этих платформ является создание книг альбомов и документальных фильмов. В частности, профессор Лаптев рассказал, что ему предложено быть куратором альбома по памятникам материальной культуры Средней Азии в музеях Японии. Ведь Япония и Средняя Азия были связаны еще с глубокой древности. Уже в VIII веке существовала императорская сокровищница, в которой хранятся нетронутые вещи, многие из которых, очевидно, среднеазиатского происхождения. Например, предметы из стекла, глазури. И нам очень интересно знать, как развивались взаимоотношения на Великом шелковом пути между Японией и странами Центральной Азии.
        Вместе с тем профессор подчеркнул, что многие артефакты, происходящие с территории Узбекистана и хранящиеся в зарубежных собраниях, не изучены, это только предстоит сделать. Процесс изучения требует применения самых современных научных технологий, которыми ученым тоже необходимо обмениваться. Он также обратил внимание, что теперь такая возможность появилась в рамках нового направления проекта «Культурное наследие в собраниях мира».
         Вместе с тем кандидат исторических наук стал первым ученым, поделившимся в рамках нового направления проекта своими изысканиями. Они посвящались вопросам изучения предметов из стекла и глазури, используемой при отделке зданий. Ученый также поведал об имеющемся в Японии специальном оборудовании, которое определяет происхождение предметов из стекла при помощи специального анализа. В будущем эти технологии планируется применить и в Узбекистане.
        Автор и руководитель проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира»», заслуженный журналист Узбекистана Фирдавс Абдухаликов, выступая на форуме, пообещал, что уже совсем скоро в рамках проекта выйдет новая медиапродукция: книги-альбомы, документальные фильмы, факсимильные копии, и они тоже будут обсуждаться международным сообществом на аналогичных представительных конгрессах. Одним словом, – ждем новых встреч, новых презентаций!


Источник: газета «Uzbekistan Today»

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана  - 26 лет

 

8 декабря - День Конституции Республики Узбекистан

 


2017 год - Год диалога с народом и интересов человека

 

 

XII Международная узбекская хлопковая и текстильная ярмарка


 

Цели в области устойчивого развития до 2030 года

Сотрудничество Узбекистана в рамках МОТ

Международный инвестиционный форум в г.Ташкенте
 


IX Международная промышленная ярмарка и Кооперационная биржа

Проблемы Аральского моря

 

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране


Книга Первого Президента Республики Узбекистан

 

Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


 

 

 

 

На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2009

На верх