ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2017  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ДИАЛОГА    C   НАРОДОМ   И  ИНТЕРЕСОВ   ЧЕЛОВЕКА                   НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  25  ЛЕТ                      УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Дайджесты прессы Узбекистана

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты

 






















 



GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Модернизация налогообложения – необходимое условие для предпринимательства

Модернизация налогообложения – необходимое условие для предпринимательства

       Одним из драйверов впечатляющего роста экономики Узбекистана за годы независимости является малый бизнес и частное предпринимательство. Благодаря предпринятым руководством республики действенным мерам по поддержке этого динамично развивающегося сектора экономики, созданию благоприятного делового климата малый бизнес, создавший в стране в начале 2000-х годов около трети ВВП, по итогам 2016 года довел этот показатель до 56,9 процента, а его доля в промышленности составила 45 процентов, экспорте — 28,5 процента, занятости — 78,1 процента.
        
Говоря об основных факторах эффективного развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане, следует особо отметить существенное влияние, оказанное на этот процесс кардинальными преобразованиями в налоговой сфере.
       Международный опыт показывает, что именно налоговая политика в значительной мере определяет судьбу бизнеса. Чрезмерная налоговая нагрузка может погубить любую инициативу предпринимателей, и наоборот, снижение налогов является мощным стимулом к повышению деловой активности. В Узбекистане за годы независимости осуществлялась системная работа по совершенствованию налогового законодательства, направленная на поэтапное снижение налоговой нагрузки, упрощение данной системы, повышение защищенности налогоплательщиков от необоснованного вмешательства в их деятельность.    Чтобы осознать значимость этой работы, давайте обратимся к конкретным цифрам.
       Если в 1992 году ставка налога на прибыль предприятий составляла 45 процентов, то в 2016 году она была на уровне 7,5 процента. Ставка единого социального платежа соответственно снизилась за тот же период с 40 процентов до 25, а для микрофирм и малых предприятий — до 15 процентов. Максимальная ставка налога на доходы физических лиц с 60 процентов доведена до 23. При этом с 2015 года введена нулевая ставка налога на доходы физических лиц с низким уровнем дохода — менее одного размера минимальной заработной платы (МРЗП). К этому следует добавить, что для стимулирования потребительского спроса и расширения производства товаров, работ и услуг ставка НДС была снижена с 30 до 20 процентов. В результате снижения налоговой нагрузки, предоставления налоговых льгот в распоряжении более 50 тысяч предприятий ежегодно остается в среднем около 9 триллионов сумов (курс ЦБ РУ на 06.07.2017, 1$= 3986.55 сум).
       Дополнительным стимулом для развития малого бизнеса и частного предпринимательства стало внедрение с 1997 года механизма уплаты единого налогового платежа субъектами малого бизнеса, ставка по которому снизилась с 15,2 процента от объема валовой выручки до пяти процентов в настоящее время.
        Важную роль в формировании единой и гармоничной системы доходов Государственного бюджета играет принятие Налогового кодекса в новой редакции, введенного с 2008 года, которым предусматривается дальнейшее усиление обеспечения законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных действий контролирующих органов, а также совершенствование механизма исчисления и порядка уплаты налогов и обязательных платежей.
        В результате реформирования сферы налогообложения соотношение общего объема налоговых доходов Государственного бюджета к ВВП, используемое в качестве показателя налогового бремени, в целом снизилось с 49,3 процента в 1992 году до 20,6 процента в 2016 году, что послужило стимулом и поддержкой для развития предпринимательства. При этом надо отметить, что налоговая нагрузка в большинстве стран значительно выше, чем в Узбекистане.
       В 2017 году действующая система налогообложения предпринимательской деятельности в целом не претерпела существенных изменений. Основные ставки налогов и обязательных отчислений субъектов предпринимательства остались на уровне 2016 года. С 1 января 2017 года с 7,5 процента до 8 процентов была увеличена ставка обязательных страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, проиндексированы некоторые ставки акцизного налога, налога за пользование водными ресурсами, земельного налога.
      Одним из направлений Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан, утвержденной указом Президента от 7 февраля 2017 года, является продолжение институциональных и структурных реформ по сокращению присутствия государства в экономике, дальнейшему усилению защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства.
        В связи с этим следует заметить, что, как показывает практика, созданных стимулов пока еще недостаточно для качественного роста предпринимательской деятельности, в основном из-за еще имеющихся проблем в сфере налогообложения. Каких именно?
        Так, специалисты называют среди наиболее важных из них, к примеру, то, что к настоящему времени сложилась значительная — от двух до четырех раз в зависимости от отрасли — дифференциация в уровне налоговой нагрузки на крупные и малые предприятия. В связи с этим малый бизнес не заинтересован переходить в разряд крупного предпринимательства. В то же время крупный бизнес старается максимально разукрупниться, чтобы воспользоваться преимуществами упрощенного режима налогообложения.
       Среди других актуальных проблем экономисты выделяют и то, что отсутствие специального режима налогообложения для средних предприятий приводит к тому, что данной категории в национальном законодательстве вообще не существует и для малых предприятий не созданы стимулы к постепенному наращиванию своего потенциала по численности занятых. Это не позволяет им достойно конкурировать на внутреннем и внешнем рынке с корпорациями и фирмами.
      У крупных предприятий также имеются определенные барьеры. Так, использование трех обязательных платежей с выручки ограничивает реализацию преимуществ разделения труда и специализации промышленного производства из-за возникающего роста затрат на каждой производственной и других стадиях. Данные платежи включаются в налогооблагаемую базу для расчета НДС, что отражается на уровне оптовых и в конечном счете розничных цен.
       Таким образом, с учетом перечисленных и ряда других проблем действующая в настоящее время система налогообложения крупного и малого предпринимательства создает определенные препятствия для развития кооперационных связей в отраслях национальной экономики. Глава государства в своем докладе на расширенном заседании Кабинета Министров 14 января отметил, что за последние десять лет недифференцированно росли цены на минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы, семена и закупочные цены на хлопок-сырец и зерно. То есть вводимые в экономике регуляторы, в том числе налоговые, еще не способствуют формированию устойчивых, сбалансированных рыночных оптовых цен в межотраслевом товарообмене.
      В связи с этим решение приоритетных задач в перспективе требует обновления системы налогообложения уже сейчас. В настоящее время ключевые министерства разрабатывают меры по устранению оставшихся избыточных и сложных на практике норм законодательства, упрощению процедур расчета налогов, унификации видов налогов и других обязательных платежей, взимаемых с единой базы.
       В качестве возможных направлений совершенствования налогообложения в ближайшей перспективе можно выделить, в частности, сокращение налоговой нагрузки на деятельность крупных предприятий, в особенности в сфере производства продукции с высокой степенью переработки.
       Положительный эффект может дать введение пороговых показателей налоговой нагрузки на отрасли экономики по отдельным группам налогов и обязательных отчислений. Есть предложение о введении критериев для субъектов среднего бизнеса, предусматривающих упрощенный режим налогообложения с более высокой налоговой нагрузкой по сравнению с малым бизнесом. Заслуживает внимания мнение специалистов о том, что при установлении ставок акцизного налога, НДС и таможенных пошлин на завозимую продукцию следует исходить из того, производится ли данный товар в Узбекистане и имеются ли в стране конкурентные преимущества. Установление дифференцированных налоговых ставок на экспортируемые товары с учетом их места в технологической цепочке позволит создать благоприятные условия для расширения производства продукции с высокой степенью переработки. Есть и другие предложения по совершенствованию системы налогообложения, реализация которых может стать действенным стимулом для деловой активности, и повышению вклада предпринимателей в экономику страны.

 


Источник: газета «Народное слово»

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана  - 26 лет

 

8 декабря - День Конституции Республики Узбекистан

 


2017 год - Год диалога с народом и интересов человека

 

 

XII Международная узбекская хлопковая и текстильная ярмарка


 

Цели в области устойчивого развития до 2030 года

Сотрудничество Узбекистана в рамках МОТ

Международный инвестиционный форум в г.Ташкенте
 


IX Международная промышленная ярмарка и Кооперационная биржа

Проблемы Аральского моря

 

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране


Книга Первого Президента Республики Узбекистан

 

Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


 

 

 

 

На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2009

На верх