Реформирована система государственной регистрации бизнеса
Реформирована система государственной регистрации бизнеса
Согласно
Правительственному решению от 9 февраля 2017 года № 66 о мерах по реализации
постановления Президента Республики Узбекистан от 28 октября 2016 года №ПП–2646,
направленного на совершенствование системы государственной регистрации и
постановки на учет субъектов предпринимательства, установлен концептуально новый
порядок регистрации субъектов предпринимательства – юридических и физических
лиц. Что же изменится с введением нового механизма регистрации бизнеса?
Итак, с апреля 2017 года вносятся изменения, а также
признаются утратившими силу 62 нормативно-правовых акта, регулирующих процедуру
государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства
путем утверждения единого документа, детально раскрывающего механизм регистрации
бизнеса.
С февраля центры «одно окно» определены единым регистрирующим
органом для всех субъектов предпринимательства, за исключением банков и
кредитных бюро. Функции Государственного комитета по статистике по
резервированию фирменного наименования, Государственного налогового комитета по
регистрации индивидуальных предпринимателей, завозящих товары, предназначенные
для коммерческой деятельности, а также Министерства юстиции по регистрации
предприятий с иностранными инвестициями, страховщиков и страховых брокеров,
аудиторских организаций, организаций налоговых консультантов, бирж, ломбардов,
инвестиционных фондов, рынков и иных субъектов предпринимательства передаются
194 центрам «одно окно».
С апреля 2017 года регистрация бизнеса
будет осуществляться в режиме реального времени в течение 30 минут с момента
направления заявления, за исключением двух случаев – увеличения уставного фонда
и перехода доли (вклада) учредителей, регистрация которых будет осуществляться в
течение 16 рабочих часов.
Заявление на государственную регистрацию, а
также перерегистрацию бизнеса можно будет подавать одним из двух способов –
через автоматизированную систему регистрации, функционирующую в режиме 24/7,
интегрированную в my.gov.uz, либо в случае отсутствия у заявителя доступа к сети
Интернет – обратившись по месту регистрации явочно в центры «одно окно»,
функционирующих во всех районах и городах республики с понедельника по пятницу с
9:00 до 18:00 без перерывов на обед.
При регистрации юридического лица (коммерческой
организации) количество представляемых документов сокращено с 6 до 2, т.е.
необходимы только заявление и учредительные документы (за исключением случаев
слияния, разделения и выделения, при которых необходимо также представить
отсканированный передаточный акт или разделительный баланс), для индивидуальных
предпринимателей (ИП) количество необходимых документов сокращено с 7 до 1, т.е.
необходимо будет представить только заявление.
Важно отметить, что процедура регистрации через
Единый портал – my.gov.uz, посредством автоматизированной системы, имеет ряд
преимуществ по сравнению с явочным обращением. В частности, во-первых,
отсутствует необходимость представления в регистрирующий орган оригиналов
документов в бумажной форме, что освобождает заявителей от необходимости
физического посещения регистрирующего органа, а также кассы банка для оплаты
государственной пошлины за регистрацию, что также снижает косвенные расходы
заявителей, во-вторых, ставка государственной пошлины за регистрацию, включая
перерегистрацию бизнеса, при подаче документов через Интернет, установлена в два
раза ниже, чем в случае явочного обращения, в-третьих, начать, приостановить или
возобновить оформление и подачу документов для регистрации бизнеса можно в любое
удобное для заявителя время.
Важное удобство – запрос на регистрацию будет
заполняться онлайн преимущественно путем выбора заявителем сведений из
выпадающего меню, включая автоматическую проверку выбираемого фирменного
наименования, что исключит неточности, стандартизирует представляемые данные и
упростит их обработку. Также, для регистрации бизнеса не требуется подписание
документов электронной цифровой подписью, при этом гражданам Узбекистана
необходимо удаленно зарегистрироваться на Едином портале одним из указанных в
нем способов. По желанию заявителей можно использовать типовые формы
учредительных документов, которые автоматизированная система генерируют исходя
из сведений, указываемых в заявлении либо приложить к заявлению отсканированные
учредительные документы, подготовленные заявителем самостоятельно. Впервые
становится возможным оплачивать государственные пошлины через действующие в
республике электронные платежные системы, при этом с заявителя будет
удерживаться 1% от установленной ставки государственной пошлины.
Индивидуальные предприниматели (ИП) смогут подавать заявления
о временном приостановлении или возобновлении своей деятельности через
автоматизированную систему, что содействует упорядочению и снижению рисков ИП,
связанных с неуплатой налогов. Субъект предпринимательства сможет единовременно
уведомлять все соответствующие уполномоченные государственные органы, включая
лицензирующие и т.п. посредством автоматизированной системы об изменении его
адреса (места нахождения, места жительства), что исключит необходимость
направления отдельных уведомлений государственным органам. Также, отменяется
требование о публикации в печатных средствах массовой информации сообщения о
реорганизации, которое достаточно будет опубликовать на Едином портале для
ознакомления кредиторов, что также снижает издержки предпринимателей.
Установлен исчерпывающий
перечень оснований для отказа в регистрации бизнеса. Так, в ходе заполнения
запроса на регистрацию указываемые сведения автоматически проверяются по
соответствующим базам данных автоматизированной системой.
Упраздняется практика выдачи
свидетельства о государственной регистрации юридического лица и ИП в бумажной
форме на специальных бланках, а также их дубликатов, что снижает ежегодные
расходы регистрирующих органов на их изготовление. Предприниматели смогут
распечатывать в любом количестве и в любое время как свидетельство о
регистрации, так и учредительные документы. Таким образом, создан механизм, при
котором государственные органы будут получать доступ, через Репозиторий
электронных документов на Едином портале, к свидетельству о регистрации, а также
с согласия предпринимателя, к учредительным документам посредством
автоматизированной системы без их затребования у предпринимателя, в т.ч. при
выдачи лицензий, документов разрешительного характера, открытия банковского
счета и оказании других государственных услуг. Все электронные документы,
связанные с регистрацией бизнеса, а также гиперссылки на отсканированные
документы, содержащиеся в автоматизированной системе, будут храниться в
репозитории электронных документов с учетом обеспечения информационной
безопасности и удобства доступа к ним.
Субъекту предпринимательства
предоставлено право посредством возможностей Системы получать информацию о
случаях запроса государственными органами в отношении касающихся него документов
или сведений, кроме случаев, когда доступ субъекта предпринимательства к такой
информации ограничен в соответствии с законодательством.
Важным является повышение прозрачности и доступности актуальных данных,
содержащихся в Едином государственном реестре субъектов предпринимательства (ЕГРСП),
ведение которого будет осуществляться централизованно в электронном виде.
Установлен минимальный объем сведений, которые будут размещаться на Едином
портале и ежечасно обновляется по мере их изменения. Так, общедоступной будет
следующая информация о юридических лицах: наименование, ИНН, статус
(действующее, в процессе ликвидации, прекратившее деятельность),
организационно-правовая форма, форма собственности, размере уставного фонда,
сведения о ценных бумагах, адрес и прочее, а в части ИП: имя, фамилия, ИНН, виды
осуществляемой деятельности, пол и прочее.
В целях исключения расхождения регистрационных сведений
установлены правила определения их преимущественной силы. Так, при расхождении
сведений учредительных документов, преимущественную силу имеют документы,
хранящиеся в регистрирующем органе. При расхождении сведений в учредительных
документах и записях в ЕГРСП, преимущественную силу имеют записи в ЕГРСП. При
расхождении записей в ЕГРСП и реестрах, ведение которых осуществляется до 1
апреля 2017 года, записи в ЕГРСП имеют преимущественную силу. Устранение
расхождения регистрационных сведений осуществляется самим субъектом
предпринимательства путем внесения изменений или дополнений, вносимых в
учредительные документы.
Наряду с этим, вопросы взаимодействия, обмена данными,
их сверка и прочее между регистрирующими и уполномоченными органами выведены в
отдельный документ, что создает дополнительные удобства и для работников
соответствующих государственных органов, и для субъектов предпринимательства –
исключая необходимость изучения внутренних процедур, не относящихся к
предпринимателям.
В целом реализация комплексных мер, направленных на реформирование
системы регистрации бизнеса, предусмотренных в решении Президента Республики
Узбекистан, существенно повышает доступность, прозрачность и качество
государственной услуги – «регистрации бизнеса».
Отметим, что Стратегией действий по развитию
Узбекистана на 2017-2021 гг., утвержденной Указом Президента Узбекистана от
07.02.2017 г. поставлена задача по обеспечению повышения международного рейтинга
страны в исследовании Всемирного банка «Doing Business». Так, по оценкам
экспертов совместного проекта «Бизнес-форум Узбекистана (фаза 3)», новый
механизм регистрации предприятий положительно отразится в очередном исследовании
Всемирного Банка «Doing Business-2018» по индикатору «регистрация бизнеса».
Регистрация бизнеса согласно новому порядку
будет осуществляться в две процедуры (первая – регистрация в режиме реального
времени, с автоматизацией всех регистрационных и учетных процедур, вторая –
открытие банковского счета, с сокращением представляемых документов на бумажных
носителях). Процесс открытия предприятия, с учетом всех формальностей, связанных
с началом ведения бизнеса (сюда входит резервирование фирменного наименования,
уплата государственной пошлины за регистрацию, получение свидетельства о
регистрации и зарегистрированных учредительных документов, изготовление печати,
постановка на учет в налоговых органах, органах статистики и Народном
банке, а также открытие расчетного счета в банке), будет занимать менее одного
дня. Напомним, количество зарегистрированных юридических лиц (без дехканских и
фермерских хозяйств) на 1 января 2017 г. составило 285,3 тыс. единиц, из них
действующих – 268,4 тыс. или 94,1% от общего количества зарегистрированных
юридических лиц.
По итогам 2016 г. вновь
зарегистрировано 32,7 тыс. предприятий и организаций, в том числе 31,7 тыс. –
субъектов малого бизнеса. Значительное количество вновь созданных предприятий и
организаций приходится на г. Ташкент (23,7% от всех зарегистрированных по
республике), Ташкентскую (9,1%), Ферганскую (8,0%) и Самаркандскую (7,3%)
области.
Источник: газета «Деловой партнер.uz»
| |
|
 |
|
©
www.uzbekistan.kg 2018 |
 |
|