ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2018  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ПОДДЕРЖКИ АКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,   ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  27  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Алишер Навои: Бессмертны имя и образ

Алишер Навои: Бессмертны имя и образ

      "Ежегодно в нашей стране широко отмечается день рождения великого поэта и мыслителя Алишера Навои. Повсеместно вспоминаются его гениальные произведения, мысли, духовное наследие. На страницах многотомных изданий, газет и журналов печатают ставший привычным и узнаваемым портрет классика мировой и отечественной литературы. Хотелось бы больше узнать о его авторе - художнике Владимире   Кайдалове и истории создания прекрасного образа в изобразительном искусстве Узбекистана"
Эркин Ибрагимов.
г. Ташкент.
      На вопрос отвечает главный научный сотрудник Института искусствознания АН Узбекистана, доктор искусствоведения Нигора АХМЕДОВА:
      - Один из первых портретов Алишера Навои выполнен учеником Камолиддина Бехзода Махмудом Музаххибом. В середине ХХ века миниатюра вдохновила ряд узбекских художников и скульпторов на создание целой галереи образов великого поэта.
      Многие годы образ Навои привлекал художников именно в жанре портрета. И каждый автор пытался внести в него какие-то личные моменты - одиночество, верность любви, поиски истины. Так, в 1991 году Абдулхак Абдуллаев написал работу, где поэт, стоящий скрестив руки на груди, изображен на фоне Герата. У Чингиза Ахмарова в силу другого принципа твор­чества Навои изображен молодым. Очень интересны черно-белые графические работы Кутлуга Башарова. В том же году одним из первых произведений, которым буквально "выстрелил" молодой Жавлон Умарбеков, стало композиционное полотно "Хусейн Байкара и Алишер Навои в юности".
      Возрождение нашего духовного наследия, национального самосознания в годы независимости стало новым витком интереса к творчеству Навои, его личности. Отечественные художники отображают в своих работах созвучные произведениям поэта поиски смысла жизни, своего пути и предназначения, идею совершенного человека. В их числе Ниязали Холматов, Джамал Усманов. Все творчество Д. Усманова связано с произведением "Язык птиц". Художник отмечает, что Навои стал для него духовной опорой в жизни и творчестве, сподвиг на поиск нового языка в живописи. Он постоянно трактует его по-новому, даже интерпретировал классическую тему в жанре видеоарта. Духовные поиски привели к творчеству Алишера Навои и Баходыра Джалалова. Они отражены в очень красивой серии графических листов по "Хамсе" ("Пятерице"). Искандер Икрамов выполнил прекрасные графические работы к произведению "Фархад и Ширин".
     В 2012 году в Ташкентском Доме фотографии прошла литературно-художественная выставка "Цветок вечности", посвященная 571-летию со дня рождения поэта. В экспозицию вошли 60 художественных произведений, представленных авторами нескольких поколений, выполненных в различных направлениях изобразительного искусства. Образ великого поэта-мыслителя, считающегося основоположником узбекского литературного языка, а также работы, навеянные размышлениями над его творениями, были представлены в живописи, художественной фотографии, графике, скульптуре и миниатюре.
     Интересны и скульптурные работы с изображением Навои. Один из самых впечатляющих монументов расположен в Национальном парке Ташкента, носящем имя поэта. Его авторы - Э. Алиев, Н. Бандзеладзе и В. Дегтярев. Можно отметить и памятники в Москве, Шанхае, Токийском университете "Сока", выполненные Равшаном Миртаджиевым. Очень гармонична скульп­тура, установленная в 1968 году у здания Молодежного театра Узбекистана. Авторы - Д. Рябичев, К. Салахитдинов, архитектор - Ф. Турсунов. Увековечен образ поэта и на одной из площадей Баку.
      Портрет поэта, написанный художником Владимиром Кайдаловым, - один из первых, созданных в послевоенное время. Уже в 1939 году началась масштабная подготовка к 500-летию великого поэта. Согласно архивным данным план празднования состоял из 35 пунктов, в которые вошли издание произведений Навои, книг о поэте, запланировано в Ташкенте строительство театра, носящего его имя. Тогда же был объявлен творческий конкурс на лучший образ Навои. Но вмешалась война, отодвинувшая все эти планы на долгое время.
     В суровом 1941 году не удалось масштабно провести юбилейные торжества. Они отмечались в Ташкенте уже в 1948 году. Однако, несмотря на блокаду, благодаря самоотверженности питерских ученых и литераторов юбилей все же был отмечен зимой сорок первого. В Эрмитаже собрались под председательством академика И. А. Орбели крупные ученые-востоковеды и представители общест­венности. Многие постоянные посетители Эрмитажа, узнав о юбилее поэта, пешком добирались сюда с разных окраин! Звучали стихи и поэмы, которые актуальны и по сей день. Ведь они воспевают любовь к жизни, дружбу, человеческий разум, победу над силами тьмы.
      Результаты творческого конкурса были подведены в 1948 году. Первой премии не был удостоен никто, вторая присуждена графическому портрету - автолитографии Владимира Елпидифоровича Кайдалова (1947 год). Поэт изображен по грудь у окна, с книгой в руках. Сбоку решетчатая панджара. Позднее с этого портрета была выпущена марка. Сегодня он является собственностью Государственного музея литературы имени Алишера Навои Академии наук Узбекистана.
     Невольно возникает вопрос: почему выбрали именно портрет Кайдалова? К примеру, очень интересный образ поэта был у В. Рождественского, но он был трагическим. Кайдалов же очень точно сумел уловить требования времени, портрет им написан на эмоциональной волне победы над фашизмом. Художник создал глубокий и проникновенный образ поэта - философа и мыслителя, прекрасного и сильного человека, стоящего выше своих личных невзгод и интересов, тяжелой судьбы. Очень важно, что в основе трактовки портрета лежит искусство восточной миниатюры. Долгое время он был эталонным. Алишер Навои изображен большеглазым, с элегантной бородой, в чалме. Позже художник создал живописный портрет - размышляющий Навои сидит за многогранным резным столиком, на котором книги с письменными принадлежностями. Взгляд устремлен далеко вперед. Лицо поэта словно излучает изнутри доброту и свет. В портрете автор сумел передать огромную любовь к своему герою.
     Вот уже более пяти с половиной веков творческое наследие великого поэта и мыслителя, призывающее к совершенствованию духовных, интеллектуальных и физических качеств человека, словно путеводная звезда, освещает путь благодарных современников и потомков. Алишер Навои продолжает оставаться духовным камертоном нации, поэтому интерес к личности поэта-гуманиста, его творчест­ву не угасает. И самое главное, что каждый художник, воплощая образ гениального мыслителя, находит в творчестве "своего" Навои. Все новые поколения творцов обращаются к его произведениям в поисках истины, себя, своего пути, вечных ценностей.

 


Источник: газета «Правда Востока»



 

 

 

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана 27 лет


2018 год объявлен в Узбекистане Годом поддержки предпринимательства, инновационных идей и технологий




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх