ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2017  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ДИАЛОГА    C   НАРОДОМ   И  ИНТЕРЕСОВ   ЧЕЛОВЕКА                   НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  25  ЛЕТ                      УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Дайджесты прессы Узбекистана

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты

 






















 



GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Молодёжь Узбекистана: Важнейшая ценность и решающая силаМолодёжь Узбекистана: Важнейшая ценность и решающая сила

Молодёжь Узбекистана: Важнейшая ценность и решающая сила

     В современных условиях о себе может заявить только та страна, у которой в числе приоритетов – подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения, являющегося в нынешнем мире важнейшей ценностью и решающей силой в достижении целей демократического развития, модернизации и обновления. Эта идея находит воплощение в конкретных и практических делах, в достижениях, ведь по признанию зарубежных специалистов, система образования в нашей стране является одной из самых передовых в мире.
    Повышение интеллектуального и духовного потенциала молодежи, формирование нового поколения, обладающего не только глубокими знаниями, но и воспитанного в духе патриотизма и высокой духовности, уважения к национальным и общечеловеческим ценностям, – такую задачу, связанную с будущим Узбекистана, решает отечественная система образования.
    С начала 2017 года вопросы воспитания и образования молодого поколения – опоры государства в завтрашнем дне – в центре внимания общественности. Принят целый ряд решений, направленных на дальнейшее эффективное развитие этой системы.
    В Узбекистане созданы и постоянно совершенствуются условия, чтобы каждый мог вступить в самостоятельную жизнь подготовленным – не только с профессией, но и трудоустроенным. Многое делается в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным развития Узбекистана в 2017–2021 годах.
    Отвечая на вопрос о том, какую роль сегодня молодежь имеет в дальнейшем развитии страны, невольно обращаешься к программе занятости населения: в течение года создается почти 500 тыс. рабочих мест для выпускников колледжей и вузов. Стоит вдуматься: полмиллиона рабочих мест для молодых специалистов, только что окончивших учебные заведения!
    Это мощная сила, мощный ресурс для дальнейшего динамичного развития страны. При этом стоит обратить внимание, что чаще всего именно юноши и девушки становятся движущей силой во внедрении передовых технологий, создании новых высокотехнологичных направлений в промышленности и экономики. Например, IT сегодня с уверенностью можно назвать отраслью молодых.
    При этом на учащихся колледжей смотрят не только как на будущих сотрудников существующих предприятий и организаций, но и потенциальных работодателей. За последние годы существенно усилен компонент учебных программ, направленных на развитие предпринимательских навыков. В этот процесс активно включились парламентарии, торгово-промышленная палата, коммерческие банки. В результате число выпускников прошлого учебного года, открывших свое дело, превысило 30 тыс.
     В наше время сложно представить какую-либо сферу общественной жизни, которая обходилась бы без активного участия молодежи. Взять только инициативы, реализуемые под эгидой общественного движения молодежи «Камолот»: благоустраиваются города и села, реализуются мероприятия по поддержке одиноких и престарелых, возводятся новые комфортабельные объекты и многие другое.
    Вся молодежная политика государства подчинена идее воспитания гармонично развитого поколения, ее активному вовлечению в процессы развития страны.
     Принятая Стратегия действий, реализуемые программы направлены на развитие всех образовательных учреждений. Не сбавляются темпы дальнейшего укрепления материально-технической базы учебных заведений. Ежегодно ремонтируются, реконструируются более 350 школ, 250 учреждений среднего специального, профессионального образования, развивается сеть вузов, учреждений внешкольного образования, система повышения квалификации специалистов.
    Вместе с тем отчетливо прослеживается акцент нынешней работы – повышение качества работы системы 12-летнего обязательного бесплатного образования.
     Одной из последних мер стал пересмотр деятельности учреждений системы среднего специального, профессионального образования. Закреплена система, в которой по итогам обязательного образования, то есть девяти классов школы и трех лет обучения в колледже или лицее, учащийся не только получает право поступить в вуз, но и становится востребованным специалистом. Не случайно принято решение, согласно которому теперь и в академических лицеях, основной задачей которых является подготовка к поступлению в вузы, дается специальность, не требующая углубленного обучения.
     Работа профессиональных колледжей строится таким образом, чтобы каждый выпускник после получения диплома был трудоустроен. Усовершенствована система заключения договоров, в соответствии с которыми учащиеся обеспечиваются местом для прохождения производственной практики и в дальнейшем трудоустраиваются. В отличие от прежних лет, в новых договорах наряду с учащимися, руководителями учебного заведения и работодателями подпись ставит хоким района, что создает дополнительные гарантии реализации условий договора.
     Во многом именно на улучшение этой работы направлены преобразования, осуществяемые Кабинетом Министров, в соответствии с которыми молодежная политика, а она прежде всего подразумевает совершенствование системы воспитания и образования, находится в ведении непосредственно Премьер-министра страны. Созданию качественно новой системы оперативного решения молодежных вопросов способствует и введение в структурах хокимиятов должности заместителей хокима по молодежным вопросам. Все это должно способствовать дальнейшему улучшению качества работы стержня системы воспитания и образования.
     Этому подчинен и комплекс мер, направленных на совершенствование системы дошкольного образования, ведь именно на этом этапе в каждом из нас закладываются такие важные качества, как стремление к знаниям, первые навыки к обучению. С этой целью принята государственная программа, рассчитанная на 2017–2021 годы.
     За этот период предстоит осуществить широкий комплекс мер, направленных на создание условий для всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей с учетом передового зарубежного опыта. Начата работа по усовершенствованию учебных планов и программ по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений с учетом современных педагогических технологий и методов. Предстоит обеспечить укрепление материально-технической базы 2200 ДОУ, в том числе строительство новых дошкольных образовательных учреждений в сельских населенных пунктах, их оснащение инвентарем, оборудованием, учебно-методическими пособиями и мультимедийными средствами, отвечающими современным требованиям. На реализацию указанных мероприятий предусматривается выделение 2,2 трлн сумов (курс ЦБ РУ на 04.04.2017, 1$= 3623.07 сум).
     Будет увеличен охват детей дошкольными образовательными учреждениями в 1,5 раза. Для этого будут созданы 6100 краткосрочных групп альтернативных форм для подготовки ребятишек к школе. Более того, имеющаяся сеть ДОУ будет расширена путем строительства 50 новых, реконструкции 1167 и капитального ремонта 983 существующих учреждений.
     Принятая программа учла и интересы тех, кто не посещает детские сады. Повышение качества дошкольной подготовки этой категории детей будет достигнуто путем обеспечения их родителей методическими пособиями.
     В настоящее время в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017–2021 годах разрабатывается еще один важный документ – пятилетняя программа развития высшего образования. Очевидно, что она станет продолжением той, что завершена в прошлом году.
     За минувшие пять лет были созданы механизмы решения проблем, связанных с укреплением материально-технической базы вузов, обеспечением ее соответствия международным стандартам. За эти годы были реконструированы и отремонтированы учебные корпуса Навоийского государственного горного института, Бухарского инженерно-технологического института и еще порядка десяти вузов. Эти работы будут продолжены. В частности, в настоящее время ведется строительство новых кампусов для Ташкентского государственного стоматологического института и Ташкентского архитектурно-строительного института.
     Вместе с тем, самым главным для новой программы станет содержание системы подготовки кадров. Отметим, что оно претерпело существенные изменения за последние пять лет. Общая квота приема за этот период практически не изменилась – на первый курс принимают около 57 тыс. человек, однако существенные изменения произошли в разрезе специальностей. Руководством к действию является Программа модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011–2016 годы.
   Произошло увеличение доли студентов, обучающихся по направлениям «Инжиниринг, производственные и строительные отрасли». В 2010/2011 учебном году в общей квоте приема они составляли 23%, а сегодня – 36%. Это произошло вследствие перепрофилирования Андижанского и Наманганского инженерно-экономических институтов, соответственно, в Андижанский машиностроительный институт и Наманганский инженерно-технологический институт. В два раза увеличены квоты приема в Джизакский политехнический университет и другие технические вузы.
      Вместе с тем, сокращены показатели приема по направлению «Образование» – с 31,1% до 24,6%. Закрыт Ташкентский областной педагогический институт в Ангрене. На этот период пришлась вторая волна сокращения объемов подготовки экономистов. С 8,7% до 5,7% уменьшился контингент обучающихся по направлению «Экономика и бизнес». За счет концентрации подготовки в Ташкентском государственном юридическом университете и Каракалпакском государственном университете с 1,3% до 0,9% уменьшены объемы подготовки специалистов по направлению «Право». В пользу технических специальностей с 35,5% до 32,7% сокращены квоты приема и по другим направлениям.
      Квоты – не единственный инструмент, при помощи которого государство устремляет молодежь в нужном направлении. В классификаторе направлений и специальностей высшего образования, утвержденном в 2011 году, их количество уменьшено с 228 до 165, а специальностей магистратуры – с 1200 до 500 за счет объединения родственных специальностей и ликвидации невостребованных в отраслях экономики и социальной сферы. Вместе с тем, в вузах ежегодно пересматриваются направления подготовки кадров, исходя из потребностей экономики. Так, например, в этом году в различных вузах было введено 18 новых направлений образования, больше всего – в Ташкентском государственном техническом университете.
     Произошла оптимизация удельного веса грантовых мест по всем направлениям образования при неизменной общей квоте приема. По «Инжинирингу, производственным и строительным отраслям», а также научным и естественно- научным специальностям они увеличены с 35% в 2010/2011 годах до 40–45% в 2015/2016 учебных годах за счет сокращения мест по направлениям «Экономика и бизнес», «Право», что тоже стало действенным инструментом по привлечению внимания абитуриентов к техническим специальностям.
     В принципе, все это – сигнал для молодежи, стремление сориентировать ее на приоритетные направления развития государства. В ближайшее время особое внимание будет уделено индустриальному развитию страны. Результаты этой политики очевидны уже на сегодняшний день. Вводятся в строй крупные промышленные гиганты, одним из них является Устюртский геохимический комплекс. Принято решение о создании новых свободных экономических зон в Хазараспе, Гиждуване, Коканде и Ургуте. И здесь нужны молодые инженерные кадры.
    Понятен и приоритет информационных технологий. Сегодня республика идет по пути создания современных производств, основанных на цифровых технологиях, которые максимально упрощают труд человека. Более того, сегодня активно внедряются ИКТ во всех сферах жизни. Они делают нашу жизнь более интересной и комфортной. В частности, страна переходит на цифровое телевидение, широкополосный формат доступа к Интернету, которые существенно расширяют возможности получения информации и ускоряют процессы обмена ею.
      Произошли важные изменения в подготовке кадров в региональных вузах. Учебный процесс вблизи от работодателей создает благоприятные условия для качественного целенаправленного образования, поскольку у преподавателей и студентов – максимально удобные контакты с работодателем.
 


Источник: газета «Uzbekistan Today»
 


 



 

События и даты

 

Независимости Узбекистана  - 26 лет

 

8 декабря - День Конституции Республики Узбекистан

 


2017 год - Год диалога с народом и интересов человека

 

 

XII Международная узбекская хлопковая и текстильная ярмарка


 

Цели в области устойчивого развития до 2030 года

Сотрудничество Узбекистана в рамках МОТ

Международный инвестиционный форум в г.Ташкенте
 


IX Международная промышленная ярмарка и Кооперационная биржа

Проблемы Аральского моря

 

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране


Книга Первого Президента Республики Узбекистан

 

Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


 

 

 

 

На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2009

На верх