Информация о мерах по обеспечению гарантированных трудовых прав граждан в
соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными
стандартами труда
Информация о мерах по обеспечению гарантированных
трудовых прав граждан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и
международными стандартами труда
Созданная за годы независимости в соответствии с
принципами и нормами международного права нормативно-правовая база
способствовала укреплению гарантий защиты трудовых прав граждан.
Узбекистан, являясь членом Международной
организации труда (МОТ), ратифицировал 14 ее конвенций, включая конвенции № 29,
105, 138 и 182 о недопущении детского и принудительного труда, положения которых
отражены в Конституции Республики Узбекистан, закрепившей право каждого на труд,
свободный выбор работы, справедливые условия труда, защиту от безработицы и
запрет на принудительный труд.
Национальным законодательством предусмотрен
строгий запрет на использование детского и принудительного труда, включая
принуждение к выполнению работы под угрозой наказания, в том числе в качестве
средства поддержания трудовой дисциплины. Введена административная
ответственность за принуждение к труду в какой-либо форме.
Республика Узбекистан, неукоснительно соблюдая
принятые международные обязательства и подтверждая решимость к недопущению
такого рода явлений, как детский и принудительный труд, открыта для
конструктивного международного сотрудничества в данной сфере.
Интенсивный диалог между правительством
Республики Узбекистан и МОТ способствует совершенствованию соответствующих
организационно-правовых мер. Совместно с МОТ последовательно реализуется
страновая программа по достойному труду в Узбекистане на 2017–2020 годы.
Поэтапно осуществляются меры по имплементации международных стандартов труда в
национальное законодательство и правоприменительную практику.
Создан и эффективно функционирует
координационный совет по вопросам детского и принудительного труда. Реализован
комплекс мер, проведен ряд встреч, конференций, семинаров и «круглых столов» по
развитию сотрудничества с МОТ и обеспечению внедрения принципов международного
трудового права.
Реализация системных мер позволила достичь
определенных положительных результатов в сфере соблюдения международных трудовых
стандартов и норм. В частности, полностью искоренен детский труд, создаются
условия и внедряются действенные механизмы недопущения и неприемлемости
принудительного труда. В результате проведенных работ в данной сфере МОТ с 2014 года
не включает Узбекистан в перечень государств, имеющих серьезные недостатки при
соблюдении конвенций МОТ.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры,
недостаточной является работа по обеспечению их комплексности и системности,
неудовлетворительной остается деятельность государственных и других организаций
по доведению до сведения мирового сообщества и международных организаций
информации о проводимой в стране масштабной работе по обеспечению
гарантированных трудовых прав граждан, что приводит в отдельных случаях к
формированию необъективного представления о состоянии дел в данной сфере.
Кроме того, немалым препятствием для
предупреждения и недопущения принудительного труда являются неэффективно
проводимая органами государственной власти и управления на местах информационная
кампания по обеспечению сезонных сельскохозяйственных и других общественных
работ, низкий уровень организации работы, незнание трудового законодательства
руководителями организаций и учреждений, фермерских и дехканских хозяйств.
Особого внимания и кардинально нового подхода
требует работа по повышению уровня механизации сельского хозяйства, применению
новых агротехнологий и современных стандартов устойчивого развития
хлопководства, опережающему развитию и внедрению в сельском и водном хозяйстве
инноваций, достижений науки и современных информационно-коммуникационных
технологий, созданию и внедрению эффективной системы организации сезонных
сельскохозяйственных работ и материального стимулирования работников, повышению
квалификации кадров в данной сфере.
Положение дел в данной
сфере и необходимость повышения уровня парламентского и общественного контроля
обусловили создание Парламентской комиссии по вопросам обеспечения
гарантированных трудовых прав граждан (октябрь 2017 года) в составе депутатов
Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса, представителей
негосударственных некоммерческих организаций, институтов гражданского общества и
возложение на нее конкретных задач по обеспечению гарантированных трудовых прав
граждан в тесном взаимодействии с координационным советом по вопросам детского и
принудительного труда.
В целях полной реализации законодательства и
международных договоров Республики Узбекистан по обеспечению гарантированных
трудовых прав граждан, усиления мер по предупреждению и недопущению возможных
рисков возникновения детского и принудительного труда в какой-либо форме, а
также доведения до широкой мировой общественности достоверной информации о
состоянии дел и проводимой работе в данной сфере Парламентской комиссии
поручено:
a)
принять комплексные меры по организации безусловного исполнения
законодательства Республики Узбекистан по обеспечению гарантированных трудовых
прав граждан, в том числе предупреждению и недопущению использования детского и
принудительного труда, а также мер, предусмотренных страновой программой по
достойному труду в Узбекистане на 2017–2020 годы;
b)
установить парламентский и общественный контроль за недопущением
государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также
физическими лицами нарушений гарантированных трудовых прав граждан;
c)
использовать все формы парламентского и общественного контроля в целях
обеспечения гарантированных трудовых прав граждан в соответствии с
законодательством и международными договорами Республики Узбекистан;
d)
совместно с органами государственной власти и управления на местах
обеспечить осуществление работы по вопросам повышения ответственности
должностных лиц государственных органов и иных организаций за соблюдение
трудовых прав граждан и своевременную реализацию программы создания рабочих мест
и обеспечения занятости населения;
e)
обеспечить регулярное рассмотрение эффективности мер, принимаемых
руководителями органов государственного и хозяйственного управления, органов
государственной власти на местах и других организаций, по исполнению
законодательства и международных договоров Республики Узбекистан по обеспечению
гарантированных трудовых прав граждан;
f)
организовать проведение изучений на местах проблем и недостатков в сфере
реализации законодательства по обеспечению гарантированных трудовых прав
граждан;
g)
провести инвентаризацию действующего законодательства, выработать
конкретные предложения по совершенствованию законодательства в области
обеспечения гарантированных трудовых прав граждан, в том числе посредством
имплементации и ратификации международных стандартов труда;
h)
проводить широкую разъяснительную работу на местах по обеспечению
устойчивости достигнутых положительных результатов в сфере реализации
гарантированных трудовых прав граждан.
Также, учитывая важность организации работы на
местах по обеспечению гарантированных трудовых прав граждан, Жокаргы Кенесом
Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским Кенгашами народных
депутатов, согласно рекомендации, созданы территориальные комиссии по вопросам
обеспечения гарантированных трудовых прав граждан.
Кроме того, утвержден комплекс мероприятий по
вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан в соответствии с
законодательством Республики Узбекистан и международными стандартами труда.
Правительству Узбекистана поручено принять
комплекс мер по:
a)
внедрению рыночных механизмов, инноваций, достижений науки и современных
информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности и
рентабельности сельского хозяйства и
уровня его механизации, включая меры по наращиванию объемов машинного
сбора хлопка-сырца, а также при проведении сезонных сельскохозяйственных работ;
b)
улучшению применения текущих и внедрению современных агротехнологий,
развитию селекции сортов хлопка, обеспечивающих подготовленность к
механизированной уборке и максимальный эффект от механизации;
c)
модернизации действующих мощностей в аграрном секторе в целях повышения
конкурентоспособности продовольственной продукции;
d)
разработке стратегии развития сельского хозяйства республики с учетом
изменения и диверсификации аграрного сектора и его продукции в целях привлечения
прямых инвестиций, зарубежных кредитных линий и средств технического содействия;
e)
выработке различных методов экономического стимулирования привлекаемых
сезонных работников, разработке предложений по совершенствованию трудовых
отношений в этой сфере.
Также негосударственным некоммерческим
организациям и другим институтам гражданского общества рекомендовано:
a)
усилить меры по внедрению общественного контроля за соблюдением органами
государственной власти и управления, предприятиями, организациями, учреждениями
и фермерскими хозяйствами норм международного права и национального
законодательства по обеспечению гарантированных трудовых прав граждан;
b)
проводить широкую информационно-разъяснительную кампанию среди населения
и внедрение механизмов обратной связи с населением, с принятием действенных мер
общественного воздействия в отношении лиц, причастных к нарушению
законодательства о труде, а также с внесением в компетентные органы предложений
о привлечении их к ответственности.
Генеральная прокуратура Республики Узбекистан
продолжает обеспечивать осуществление строгого надзора за исполнением
законодательства Республики Узбекистан по обеспечению гарантированных трудовых
прав граждан, в том числе предупреждению и недопущению использования детского и
принудительного труда, обращая особое внимание на соблюдение норм действующих
нормативно-правовых актов при проведении сезонных сельскохозяйственных и других
общественных работ.
Деятельность Парламентской комиссии широко
освещается в средствах массовой информации.
|