ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2017  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  ДИАЛОГА    C   НАРОДОМ   И  ИНТЕРЕСОВ   ЧЕЛОВЕКА                   НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  25  ЛЕТ                      УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Дайджесты прессы Узбекистана

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты

 






















 



GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Озоновый слой общества

Озоновый слой общества
 

      О тенденциях развития национального искусства, задачах, стоящих перед ним на пути духовной модернизации общества, других актуальных проблемах беседа с академиком Академии художеств Узбекистана, профессором, доктором искусствоведения, заведующим отделом изобразительного и прикладного искусства Института искусствознания АН РУз Акбаром ХАКИМОВЫМ.
       - Какое влияние оказала независимость на культурную политику Узбекистана, развитие различных видов искусства?
       - Независимость и государственный суверенитет стали важными реформирующими факторами нового общественного устройства, мировоззрения нации, открыли новую страницу в истории художественной культуры Узбекистана. За небольшой исторический срок страна заложила беспрецедентно продуктивные основы для будущего развития в XXI веке. Созданы принципиально новые политические основы государственного и общественного устройства Узбекистана, принята новая Конституция страны, зафиксировавшая стремление народа к построению правового демократического и гражданского общества. Руководством страны во главе с Первым Президентом определены приоритетные направления ее политического, социально-экономического и духовного развития.
      Сотрудничество с международными организациями, установление дипломатических отношений со многими странами мира в качестве субъекта международного права открыло "железный занавес" и в сфере культуры и искусства, позволило творческой интеллигенции Узбекистана не только глубоко ознакомиться с тенденциями современного мирового художественного процесса, но и самой представить достижения национальной культуры и искусства на международной арене.
       Благодаря смене экономических моделей и идеологических приоритетов в искусстве страны произошли тектонические метаморфозы. Философия национального искусства менялась на глазах. На смену диктата государственной цензуры на творчество пришла свобода художественного самовыражения. Вместе с тем в трудных условиях перехода к рынку государство оставило за собой экономическое обеспечение культуры и искусства. И здесь исторически важную роль сыграла дальновидная и принципиальная позиция первого Президента Узбекистана Ислама Каримова, который рассматривал роль духовной культуры и искусства как базисные факторы строительства нового государства и общества.
        Важным историческим шагом в развитии современного искусства Узбекистана стала организация Академии художеств. Преобразование общественной организации в государственную позволяло обеспечить создание условий для творчества, бесперебойную деятельность в сфере подготовки кадров, совершенствования и укрепления материальной базы выставочной деятельности, изучения и пропаганды искусства, а также продвижения национального искусства на международную арену.
          - Как изменилось национальное искусство в контексте времени?
         - Основные ценностные ориентиры культурной политики, на которых базируются современные эстетические поиски в искусстве Узбекистана - симбиоз национальных и общечеловеческих ценностей. С начала 1990 годов новая эстетика как составляющая общей идеологии независимости получает отражение в художественном облике городов страны и в формах искусства, в том числе монументального.
         В годы независимости в Узбеки­стане сформировалась новая плеяда талантливых скульпторов, среди которых И. Жаббаров, Р. Миртаджиев, А. Хатамов, Т. Таджиходжаев, У. Мардиев, А. Рахматуллаев, П. Подосинников, Б. Мухтаров, У. Ураков и другие. В своем творчестве они успешно сочетают работу над монументальными памятниками и созданием произведений станковой скульптуры. Снятие "железного занавеса" позволило напрямую соприкоснуться с творческим опытом и авангардными явлениями современного мирового искусства. В то же время идет естественный процесс формирования монументальной пластики как стремления к политической и государственной самоидентификации.     Монументы Независимости и гуманизма, Скорбящей матери и Арка "Эзгулик" ("Арка добрых и благородных устремлений"), установленные на площади Мустакиллик являются символическим выражением устремленности молодого государства к провозглашению своих стратегических приоритетов.
Современная монументальная живопись Узбекистана, продолжая традиции предшествующих лет, в то же время отличается новыми тенденциями и тематическими предпочтениями. Одним из своеобразных направлений пос­ледних лет, безусловно, следует считать работу группы "Санои нафис" (Т. Болтабаев, X. Назаров, С. Карабаев), состоящей из художников-миниатюристов, обратившихся к монументальным формам. Ими в 1996 году в центральном зале Государственного музея истории Темуридов создано огромное панно в виде триптиха "Великий созидатель", а на втором этаже музея воспроизведены увеличенные копии средневековых миниатюр из рукописи Шарафиддина Али Язди "Зафар-наме" ("Книга побед"). Народным художником Узбекистана Хуршидом Назировым в 2010 году создана роспись на историческую тему в стилистике миниатюрной живописи в интерьере музея обсерватории Улугбека в Самарканде. Монументальная живопись академического характера послед­них лет представлена работами группы талантливых художников - А. Аликулова, А. Агаханянца, Б. Алимханова, Ш. Бахриддинова. Ими выполнены росписи в здании Музея олимпийской славы в Ташкенте. Виртуозная пластика и тонкое чувствование духа восточной поэтики отличает росписи, выполненные для интерьера Государственного музея истории Узбекистана, концертного зала "Туркистон", отеля International Hotel Tashkent ("Интерконтиненталь") в Ташкенте и гостиницы "Бухоро" в Бухаре и другие.
        В целом монументальное искусство и скульптура Узбекистана 1990 годов претерпело смену определенных стилевых приоритетов - от акцентированного внимания к традициям восточной миниатюры до попыток авангардистски нацеленных проектов. Весь этот полифонический набор художественной стилистики стал возможным благодаря новым историческим реалиям - открывшейся в годы независимости возможности свободного выражения пластических и философских идей.
        - Из каких стилей и направлений состоит ландшафт искусства Узбекистана сегодня и каковы тенденции его развития?
      - Академия художеств на всем протяжении своей деятельности содействовала развитию всех направлений в искусстве, по мере возможностей поддерживая творческие поиски и эксперименты, атмосферу свободного творческого самовыражения.
       Как уже неоднократно отмечалось арт-критикой, ландшафт искусства Узбекистана последних двух десятилетий состоит из такого стилевого спектра (речь идет преимущественно о станковой живописи, но в целом та же картина характерна для скульптуры и графики), в котором сочетаются различные, порой взаимоисключающие направления. В том числе академический реализм с элементами модернизации, метафоризация художественного языка на основе обращения к сегментам традиционной культуры, инновационные поиски в форме нефигуративного искусства, видео-арта или инсталляционных решений. Безусловно, такое расширение лексики и стиля национального искусства является индикатором продвижения вперед. В то же время статистически в этой классификации существует настораживающая диспропорция - подавляющее число художников по-прежнему работают в традициях академического реализма, относительно небольшая группа мастеров создают новый метафорический язык на основе этнокультурных фабул и лишь считанные единицы осваивают новые формы актуального искусства. Причем это соотношение стабильно сохраняется на протяжении последних 10-15 лет, что пусть косвенно, но все же свидетельствует об определенной стагнации искусства. На вернисажах последних лет, к сожалению, мы наблюдаем преобладание устаревших идиом и засилье канонизированного визуального языка. А стремление к новому пониманию пластических форм, появление более широкой социально-философской проблематики, вдумчивое осмысление трендов современного мирового искусства - эта обнадеживающая творческая моторика, к сожалению, не получает нужного импульса. Имеет смысл внести определенные коррективы в выставочную стратегию, включив в их состав, например, национальный симпозиум по актуальному искусству с проведением в его рамках мастер-классов. Или объявить конкурсы на лучшие кураторские проекты среди молодых искусствоведов и художников по таким направлениям, как видео-арт или инсталляция, расширять практику проведения совместных семинаров и выставочных проектов по актуальному искусству в партнерстве с международными организациями. С другой стороны, опыт выставочной практики последних двух лет показывает инновационный характер концептуальной презентации произведений современных мастеров прикладного искусства и идею визуального комбинирования сегментов традиционных видов ремесла и актуального искусства.
      В целях усиления теоретической подготовки студентов Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода важно расширить практику проведения встреч и мастер-классов с участием ведущих мастеров современного отечественного искусства и арт-критиков, привлечения для чтения лекций видных зарубежных художников и искусствоведов, организации выставочных проектов вне учебных программ и поощрения их авторов. Между тем у самих студентов тяга к новациям и творческим поискам достаточно сильна, у них немало инициативных предложений, которые необходимо изучать и поддерживать.
     В целом же за годы независимости мастерами искусств Узбекистана создано немало ярких, впечатляющих произведений, отражающих поступательную динамику жизни нашего общества. Все очевиднее в работах проявляется индивидуальная манера изложения, что определяет особенность поэтики современного национального искусства. Антология этого искусства представляет собой уникальное художественное явление, что ставит на повестку дня стратегии поддержки творческого процесса со стороны Академии художеств еще один актуальный вопрос. Это - создание Музея современного искусства, который стал бы не только центром его достойной и широкой презентации, но сохранил бы для будущих поколений лучшее из того, что создано художниками Узбекистана в исторически новую для нашей нации эпоху.
       - Акбар Абдуллаевич, вы называете искусство - озоновым слоем, который предохраняет общество от многих негативных явлений, в том числе пошлости, бездуховности и безнравственности…
         - Эстетика соцреализма девальвировала значение социальной роли искусства, превратив его в рупор утопических политических догм. Однако не секрет, художник не в состоянии отгородиться от сложных, порой драматических событий и мироощущений, жить и творить в абсолютно абстрагированном мире творческих иллюзий и фантазий. Он, как выразитель тончайших персональных ощущений, не может ограничиться ролью "философа индивидуальных чувств", поскольку они существуют и проявляются в сложнейшем переплетении с социальными реалиями, трансформациями общественной жизни, которые их во многом и порождают.
        Через искусство трансформируются наиболее прогрессивные, передовые и инновационные идеи, мысли. Этот процесс происходит и в нашей стране, потому что через видение деятелей искусства современных процессов и их понимание общечеловеческих ценностей формируются мировоззренческие принципы нового поколения.
          Независимый Узбекистан объявил о построении граждан­ского общества, стремлении к социальной модернизации и открытости культурного пространства. В своей стратегии поддержки современного национального искусства Академия художеств исходит из того, что творческая деятельность художников составляет тот озоновый слой культуры, который позволяет двигаться обществу на пути к достижениям гуманитарных и либеральных ценностей. Несмотря на определенные закономерные проблемы, возникающие в процессе становления и развития новой организационной структуры, тем не менее совокупность позитивных достижений сообщества мастеров изобразительного и прикладного искусства, всего функционирующего состава Академии художеств Узбекистана доказала ее жизнеспособность и нацеленность на творческое обогащение и дальнейшее развитие национального искусства.
         Нынешний год объявлен Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым годом диалога с народом и интересов человека. Это выдвигает перед сообществом художников новые важные профессиональные и социальные задачи духовного и нравственного обогащения нации.


Источник: газета «Правда Востока»
 

 

 

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана  - 26 лет

 

8 декабря - День Конституции Республики Узбекистан

 


2017 год - Год диалога с народом и интересов человека

 

 

XII Международная узбекская хлопковая и текстильная ярмарка


 

Цели в области устойчивого развития до 2030 года

Сотрудничество Узбекистана в рамках МОТ

Международный инвестиционный форум в г.Ташкенте
 


IX Международная промышленная ярмарка и Кооперационная биржа

Проблемы Аральского моря

 

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране


Книга Первого Президента Республики Узбекистан

 

Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


 

 

 

 

На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2009

На верх