Общественное обсуждение и экспертный подход
Общественное обсуждение и экспертный подход
В Узбекистане
продолжается общественное обсуждение проекта Государственной программы по
реализации Стратегии действий в Год активных инвестиций и социального развития.
Менее чем за десять дней через веб-сайты 2018.strategy.uz и regulation.gov.uz,
на которых размещен проект документа, поступило около 2,5 тысячи комментариев.
«Круглый стол», организованный Сенатом Олий Мажлиса
совместно с Центром «Стратегия развития», стал одной из экспертных площадок.
Парламентарии, специалисты министерств и ведомств, предприниматели и ученые,
представители институтов гражданского общества и международных организаций
рассмотрели конструктивные предложения граждан, высказали мнения по проекту
Госпрограммы. Обсуждение продолжилось в формате секционных заседаний.
— В проекте Госпрограммы, включающей 253 пункта, нашли
отражение основные идеи и предложения из Послания Президента Олий Мажлису, а
также задачи, обозначенные в Стратегии действий, — говорит исполнительный
директор Центра «Стратегия развития», депутат Законодательной палаты Олий
Мажлиса Акмал Бур-ханов. — В документе учтены и мнения жителей регионов. В
сентябре—октябре прошлого года были организованы выездные встречи и опросы на
местах. В исследовании приняло участие около десяти тысяч респондентов, от
которых мы получили более шести тысяч предложений. В обсуждении активно
участвовали и эксперты представительств международных организаций в Узбекистане.
К примеру, только от агентств ООН поступило свыше ста
конструктивных идей. Это показывает, что у мирового сообщества растет интерес к
нашей стране. Преобразования в республике получают высокую оценку ведущих
мозговых центров, организаций, которые готовы содействовать и оказывать
поддержку позитивным изменениям.
Как отмечалось, 711 предложений, а это почти треть из всех
поступивших, приходится на первое приоритетное направление Стратегии действий —
совершенствование государственного и общественного строительства. Они направлены
на усиление и повышение эффективности деятельности палат Олий Мажлиса в области
нормотворчества и парламентского контроля, внедрение практики утверждения членов
Кабинета Министров парламентом, создание эффективных механизмов предотвращения и
борьбы с коррупцией. Особое внимание уделяется и совершенствованию системы
общественного управления. Так, запланировано более широкое применение института
социального партнерства, создание общественных советов при госорганах с
включением в их состав представителей институтов гражданского общества.
— Без оптимизации функций органов исполнительной власти
невозможно эффективно внедрять механизмы управления по результатам, — говорит
эксперт проекта представительства ПРООн в Узбекистане «Содействие
административной реформе и цифровой трансформации» Алишер Азаматов. — ПРООН
провела исследование, которое показало, что, к примеру, более чем 20 органов
исполнительной власти задействовано в сфере регулирования налогообложения, а
общее количество возложенных на них функций превышает 60. Только за счет
оптимизации этих функций можно почти на треть сократить число задействованных
госорганов. Системность и комплексность подхода можно обеспечить, если исходить
из Концепции административной реформы, которая фокусируется на функциях
министерств и ведомств, госуслугах, государственной службе, госпредприятиях,
госрегулировании и общественном участии в этих процессах.
По второму приоритетному направлению Стратегии действий
поступило почти 250 предложений. Население больше всего волнуют вопросы
дальнейшего упрощения паспортной системы, снятия ограничения на покупку жилья на
вторичном рынке в Ташкенте и Ташкентской области для граждан республики, не
имеющих постоянной прописки в столице и столичном регионе, пересмотр уголовного
и уголовно-процессуального законодательства, отмена требований обязательного
нотариального заверения для некоторых действий.
— В обсуждении приняли участие более 40 экспертов, — говорит
первый проректор Академии государственного управления при Президенте Республики
Узбекистан Худойкул Азизов. — Они высказали мнения по дальнейшей либерализации
судебной власти, внесению измепродуктов и услуг, привлечение в страну сетей
международного туризма. Предусмотрены реализация долгосрочной программы
строительства гостиниц, улучшение системы подготовки высококвалифицированных
специалистов для отрасли.
— Для эффективного управления отраслями предлагается
разработать концепцию долгосрочной государственной политики, основанной на
принципах стратегического анализа и планирования, — отмечает директор
Научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики
Узбекистана» Дурбек Ахмедов. — Станений в Кодекс об административной
ответственности, Уголовный кодекс. Акцент сделан на повышение правосознания и
правовой грамотности населения, оказание ему квалифицированной юридической
помощи. Говорилось и о совершенствовании института адвокатуры, обеспечении
равных условий для всех участников судебного процесса, в частности, адвокатов.
Все предложения обобщены, проанализированы и переданы разработчикам.
Ряд масштабных мер направлен на коренную модернизацию
экономики страны, обеспечение последовательности межбюджетных отношений,
стабильности цен на потребительские товары, применение новых механизмов
привлечения инвестиций, в том числе прямых иностранных. В их числе — полное
внедрение современной системы национальных счетов с 1 января 2020 года. До 1
сентября 2019 года планируется разработать проект Налогового кодекса в новой
редакции, предусматривающего отмену льгот и преференций по налогам. Одна из
актуальных задач — создание Национальной концепции цифровой экономики. Концепция
развития сферы туризма Республики Узбекистан в 2019—2025 годах направлена на
дальнейшее совершенствование инфраструктуры, диверсификацию туристскихвится
задача стратегического прогнозирования. Какую бы сферу мы ни брали — инвестиции,
строительство, здравоохранение, образование и другие, все они связаны с
населением. У нас на сегодня нет конкретных прогнозных показателей. Если мы не
гармонизируем перспективные программы и проекты с демографическими показателями,
повозрастной структурой жителей страны, то не достигнем желаемых результатов.
Еще один важный момент — перепись населения. Последний раз она проводилась в
1989 году. Проведение переписи населения на основе международныхтребований
облегчит организацию стратегического анализа и экономического планирования.
В проекте Госпрограммы запланированы меры по обеспечению
жильем, материальной помощи малообеспеченным, в частности, по предоставлению
доступного жилья, охране здоровья населения. Намечена полная инвентаризация
многоэтажного жилого фонда и разработка программы реновации с учетом зарубежного
опыта.
— Все преобразования в стране прежде всего направлены на
улучшение благосостояния людей, обеспечение достойных условий жизни, — отмечает
председатель Комитета по вопросам науки, образования и здравоохранения Сената
Олий Мажлиса Зайниддин Низамходжаев. — Акцент, как и прежде, сделан на
социальную сферу. К примеру, планируется строительство, ремонт и оснащение
медицинских и лечебно-профилактических учреждений, что будет способствовать
повышению качества и охвата медицинскими услугами. Предусмотрена дальнейшая
поддержка матерей, посвятивших жизнь уходу за детьми с инвалидностью. Немало
предложений поступило по развитию социальных услуг, в том числе организации
профессиональной социальной помощи одиноким пожилым людям и лицам с
инвалидностью, нуждающимся в уходе.
Участники всесторонне обсудили и приоритетные направления в
сфере обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной
толерантности.
— В сфере внешней политики продолжится реализация принципа
«Главный приоритет внешней политики Узбекистана — Центральная Азия», — говорит
председатель Комитета по вопросам международных отношений, внешнеэкономических
связей, иностранных инвестиций и туризма Сената Олий Мажлиса Алишер Курманов. —
Предусмотрено углубление сотрудничества с ближайшими соседями в области
рационального использования водных ресурсов в регионе, организации новых
охраняемых трансграничных природных территорий, в частности, в Приаралье.
Планируется совершенствование системы защиты прав и свобод граждан страны за
рубежом, оказание им правовой помощи, открытие новых диппредставительств и
консульских учреждений. Разработка и принятие закона об утверждении Концепции
внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, несомненно, послужат
продвижению политико-экономических интересов страны на международной арене,
совершенствованию внешнеэкономической и политической деятельности государства.
Поступившие в адрес разработчиков мнения и предложения
детально изучаются экспертами. На основе анализа результатов общественного
обсуждения и поступивших предложений проект будет доработан. Любой желающий до
15 января еще может оставить комментарии по каждому пункту документа на
веб-площадках.
Источник: газета «Народное слово»
| |
|
 |
|
©
www.uzbekistan.kg 2018 |
 |
|