ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2019  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  АКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ   И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  28  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

"Надо довести реформы до каждой школы"

"Надо довести реформы до каждой школы"

 

 

2018-й запомнится большими переменами в образовании. Значение сферы для настоящего и будущего страны огромно, подчеркивалось и на собрании по случаю 26-й годовщины принятия Основного Закона, и на совещании по подготовке современных кадров, проведенном под руководством Президента 18 декабря. О том, что сделано в рамках реализации Стратегии действий в Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий и что предстоит осуществить в 2019-м, рассказал на встрече в Центре "Стратегия развития" министр народного образования Узбекистана Шерзод ШЕРМАТОВ:

- Старт реформам дала ярко проявившаяся политическая воля к изменениям в нашей системе. С июня приняты один указ и два постановления Президента, пять постановлений Кабинета Минис­тров, два протокольных решения по итогам профильных совещаний под председательством главы государства. Что это принесло?

В первую очередь предприняты шаги по повышению качества образования и статуса наставников. Надо начинать с педагогов, потому что знания дают они, а не здания или мебель, какими бы новыми и современными ни были. Недавно на одном из совещаний Совета безопасности лидер Узбекистана процитировал известное выражение: "Войны выигрывают не генералы, а учителя". Оно верно и сегодня.

Для поддержки преподавателей сделано многое. Их запретили привлекать к принудительному труду, подписке и участию в разных собраниях. Обязательных к ведению документов стало меньше - было семь, стало три. В 26 раз сократилось число проверок. Существенный стимул лучше работать - повышение окладов: у специалистов без категории - от 40 до 54 процентов, с высшей категорией - от 61 до 72, психологов - на 103. Предусмотрены льготные кредиты для сотрудников сферы - ипотечные, потребительские, на приобретение автомобиля и открытие собственного дела. Учрежден нагрудный знак "Халк таълими фидойиси". В регионах откроют Аллеи учителей и наставников. При поддержке Федерации профсоюзов ежегодно 70 заслуженных преподавателей станут получать льготные и бесплатные путевки в санаторно-оздоровительные учреждения.

Теме уделяется самое пристальное внимание, но одного указания сверху, к сожалению, недостаточно. Я ездил по многим регионам во время хлопкоуборочной кампании и не видел в полях наших сотрудников или школьников. Это значимый шаг для них. Однако на местах не все руководители понимают суть реформ. До сих пор есть случаи, когда педагогов пытаются отправить на сельскохозяйственные работы, собирают с них деньги для спортивных команд, вызывают на совещания, никак не связанные с образованием. СМИ уже сообщали о многих таких примерах незаконного воздействия. Генеральная прокуратура и иные структуры помогают министерству разобраться в них и восстановить справедливость. Это с благодарностью отмечают сами преподаватели. Прежде многие из них не решались жаловаться, так как опасались последствий. Нам важно обеспечить их правовую защиту.

 Перемены оценила и молодежь. На ресурсе "U-Report" накануне Дня учителей и наставников провели опрос: кто хочет стать педагогом? Желающих - 71 процент, а ведь еще год назад было иначе. Другое достижение: в школах прибавилось мужчин - на 13 тысяч больше, чем в 2017-м. А благодаря тому, что с января преподаватели-пенсионеры станут получать пенсию в полном размере, в образовательные учреждения вернулись свыше семи тысяч специалистов. В штат также приняты больше 11,5 тысячи молодых педагогов, недавно окончивших вузы. В 2016-м их было около 1900, в 2017-м - порядка 9500.

Инициировано укрепление статуса МНО с передачей ему соответствующих правовых, финансовых и регулирующих ресурсов, возможности привлечения достойных кадров. Обновлена структура ведомства, Республиканский целевой книжный фонд перешел к нам от Министерства финансов, созданы ГУП "Инжиниринговая компания по разработке технических заданий на проектную документацию и мониторингу качества строительных объектов в сфере народного образования", Фонд содействия реформам в сфере народного образования, а с 2019-го заработает Фонд развития народного образования.

Разграничены полномочия с местными властями. Теперь задачи послед­них - поддержка и улучшение инфраструктуры учреждений отрасли. Они выступают заказчиками их строительства и реконструкции, отвечают за бесперебойное коммунальное снабжение и обеспечение безопасности, помогают с подготовкой к учебному году и осенне-зимнему сезону, а также привлечением инвестиций. Например, хокимияты обязаны выставлять на открытые аукционы земельные участки для создания новых негосударственных образовательных учреждений.

Увеличиваются и бюджетные расходы на сферу: 9,6 трлн сумов (курс ЦБ РУ на 28.12.2018, 1$= 8 339.55 сум) в 2017-м, 12,1 - в нынешнем, а проект бюджета на 2019-й предусматривает 17,1 трлн. Из них 90 процентов пойдут на зарплаты. Дополнительные средства выделяют местные власти. Первым в лидеры вышел Каракалпакстан, а также Навоийская область и Ташкент. Даже там, где сложная экономическая ситуация, хокимияты стараются - например, в Наманган­ской области. Школам достаются теперь и 99 процентов средств от сдачи недвижимого имущества образовательных учреждений и из внебюджетных источников.

В 2016-2018 годах возведено 65 школ, еще в 1691 проведены строительно-ремонтные работы по Инвестиционной программе, государственным программам "Благоустроенное село" и "Благоустроенная махалля", 1815 модернизированы за счет местных бюджетов. 43 филиала стали отдельными школами. Но еще очень многие нуждаются в ремонте - это не новость, как и то, что где-то еще в ходу буржуйки, есть большие проблемы с питьевой водой. Постепенно станем приводить их в порядок, но сразу охватить все учреждения, к сожалению, невозможно.

Их сеть необходимо расширять, так как число учеников повышается. В 2016-м ребят было 4,2 млн, 2017-м - 5,2, нынешнем - 5,8, а в следующем ожидается около 6,2 млн. Если пару лет назад мощности имеющихся зданий - 4,8 млн - хватало, то теперь надо ее увеличивать. Тут на помощь приходят в том числе негосударственные заведения. Раньше им такого внимания не уделяли, а сейчас они резко пошли в рост. Два года назад на всю республику их приходилось 22, в прошлом - 43, в этом - уже 84. И будет больше. Это хорошо: чем богаче выбор, тем выше конкуренция и качество образования.

Количество учеников увеличивается, в частности из-за возвращения 10-11-х классов - ими охвачено около 736 тысяч человек. Раньше основной задачей школ была подготовка к вузу, но туда поступают меньше десяти процентов выпускников. Что делать остальным? Если смотреть объективно, не всем нужен диплом о высшем образовании. Хорошие мастера рабочих специальностей востребованы всегда - их искусственный интеллект не заменит. Надо быть профессионалом своего дела, гордиться им. Значит, следует создать условия для получения ремесла. Потому созданы учебно-производственные комплексы. В прошлом году в них можно было освоить 40 направлений, в этом - 51. Со стороны правительства продолжается пересмотр всей системы профессионального образования, готовится новая концепция его развития с прицелом на улучшение уровня подготовки кадров.

Важнейшая задача - предотвращение коррупции. Для этого и повысили оклады. Установлен порядок поощрения директоров за привлечение дополнительных средств. В структуре министерства создана Контрольно-правовая служба. Усиливается общественный контроль. Открыт специальный "MFond" для привлечения средств выпускников и спонсоров на прозрачной основе. Совместно с Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции поэтапно внедрим онлайн-прием заявлений на поступление в школы, что особенно актуально в Ташкенте.

Ко мне постоянно обращаются по поводу устройства детей в те или иные заведения. Общеизвестно, что есть популярные. Надеемся, в ближайшие годы таких просьб уже не будет. Поможет и онлайн-прием, и улучшение качества обучения во всех учреждениях.

Также пересмотрели систему назначения руководителей. Нужна современная кадровая политика и улучшение условий для специалистов. Сменились все начальники управлений и отделов в центральном аппарате МНО. Направили 721 человека на курсы образовательного менеджмента. Но можно ли, скажем, разом найти новых достойных директоров для всех учреждений сферы - их около десяти тысяч! Есть ли на местах столько руководителей с современным мышлением, порядочных, инициативных? А имеющиеся не всегда согласны на предлагаемые оклады. Профи извне на нынешние суммы не придут. Это показал и открытый конкурс на должность директора одной из самых известных школ республики - ташкентской 50-й, который устроили в порядке эксперимента.

Обратный пример. В столичной же школе N№ 31 в мае уволили директора, после чего выпускники пожаловались в министерство. Несправедливость отстранения опытного и высококвалифицированного специалиста подтвердило изучение дела нашей Контрольно-правовой службой. Учитывая эффективную и плодотворную работу Нурии Семмари, приняли решение восстановить ее в должности.

Кстати, обращение выпускников поступило через виртуального инспектора для приема жалоб "Устоз овози" ("Голос учителя") - ustozovozi.uzedu.uz, запущенного в 2018 году. Это один из примеров внедрения в сферу информационно-коммуникационных технологий. Еще один новый интересный широкой аудитории веб-ресурс - stat.uzedu.uz - предназначен для общественного мониторинга строительно-ремонтных работ.

Что еще изменится с приходом ИКТ? Постепенно станем переводить отчетность в "цифру". За следующие три года все школы получат широкополосный доступ в интернет на скорости 10 Мбит/с. Запустили проект IT-Nation, чтобы готовить не только рядовых пользователей компьютеров, но и тех, кто может создавать программные продукты. Для повышения интереса к литературе на сайте Kitob.uz выложили 655 узбекских и 148 зарубежных книг. Их аудиоверсии пригодятся родителям, у которых нет возможности читать своим детям.

Сейчас идет работа по тендеру для оснащения школ компьютерами на грант КНР. В конечном итоге они должны быть у каждого ребенка и педагога - как иначе в век технологий! Есть система аренды учебников, сделавшая их доступнее. Нужен аналог с ноутбуками.

Другой вариант применения техники - видеонаблюдение - у нас не в приоритете. Да, они помогают - например, недавно в частном образовательном учреждении в Хорезме камеры зафиксировали непозволительное поведение педагога. Ее уволили. Но оснащение такими системами - мероприятие дорогостоящее, а средства важнее пока направить на более значимые моменты.

Это подводит нас к вопросу о приоритетах на 2019 год. Первый - совершенствование государственных образовательных стандартов, планов и программ с ориентацией на развитие самостоятельного мышления молодежи. Соответственно, надо менять и учебники. В них много ошибок, потому по каждому открыли обсуждение на сайте eduportal.uz. Все замечания и предложения покажем авторам. Думаем, как поощрить тех, кто внесет самый большой вклад в поиск недочетов. Однако за год нельзя обновить все - есть определенные законодательные условия по частоте переиздания.

С 2019-го начнется создание сети Президентских школ для одаренных детей. Первая появится в Каракалпакстане, в ходе недавней поездки по которому глава государства и озвучил эту инициативу. Там займутся углубленным освоением направлений STEAM - науки, технологий, инжиниринга, искусства и математики. По ним у нас почти нет значимых побед на международных смотрах, в отличие от спорта или музыки. Цель - собрать таланты и взращивать их.

После утверждения руководством страны стартует Государственная программа "Современная школа". Она предусматривает возведение во всех регионах учреждений по типовым проектам, где будут все условия для учебы на мировом уровне. Расширится число образцовых - сетевых - школ с высоким качеством образования. Государственно-частное партнерство поможет вдвое увеличить количество коммерческих заведений. А для дальнейшего усиления положения наставников предстоит разработать и утвердить Закон "О статусе учителя".

Продолжится исследование зарубежного опыта и развитие сотрудничества с международными структурами - Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Британским советом, компаниями "Microsoft", "Dell" и другими. Проведены встречи с коллегами из США, Германии, Великобритании, Финляндии, Китая, Республики Корея и других стран. Вместе с Государственной инспекцией по надзору за качеством образования идет подготовка к включению страны с 2021-го в международное школьное исследование грамотности чтения, знаний по математике и естествознанию "The Programme for International Student Assessment" (PISA). Прежде подобной оценки, проведенной в соответствии с общепринятыми стандартами, не было. Она покажет реальное состояние дел.

В этом году мы начали с определения главных проблем и путей их решения, в последующих направим все силы на повышение качества образования. Надо довести реформы до каждой школы, особенно в глубинке. Первые результаты преобразований уже есть, однако эйфории места нет, ведь сделать предстоит еще много. Есть цель, к ней нужно идти.

 

Источник: газета «Правда Востока»

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана 28 лет


2019 год объявлен в Узбекистане Годом активных инвестиций и социального развития




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх