ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2019  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  АКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ   И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  28  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Узбекистан – Германия: широкий спектр сотрудничества

Узбекистан – Германия: широкий спектр сотрудничества

 

 

Запланированный на 20-22 января официальный визит Президента Шавката Мирзиёева в Федеративную Республику Германия можно считать ключевым внешнеполитическим событием начинающегося года с точки зрения дальнейшего наращивания многоплановых отношений страны на международной арене. Предстоящие переговоры в Берлине уже обещают стать знаковыми и по праву могут быть занесены в актив узбекской дипломатии в европейском векторе в целом.

«Локомотив» Европы

В настоящее время ФРГ является крупнейшей экономической державой в Европе и одной из ведущих в мире. В 2018 году в рейтинге стран по общему объему валового внутреннего продукта (ВВП) Германия занимала третье место и пятое — в рейтинге по объему ВВП по паритету покупательной способности. По итогам прошлого года объем номинального ВВП Германии составил около 3,8 триллиона долларов.

Благодаря развитой транспортной инфраструктуре, наличию высококва­лифицированной рабочей силы, позитивному деловому климату, прозрачности и стабильности политической и судебной систем немецкая экономика закрепила за собой репутацию «тихой гавани» для местных и иностранных инвесторов.

Ведущими отраслями германской экономики, способствующими стабильному росту народного хозяйства страны, являются автомобильная (лидер среди стран ЕС), химическая (первое место в Европе и третье в мире после КНР и США), электротехниче­ская, пищевая промышленность, стро­ительная, авиакосмическая и другие.

Германии, обладающей мощной инду­стриальной и финансовой базой, во многом удалось вывести Евросоюз из финан­сово-экономического кризиса. Являясь мировым лидером в ряде промышленных и технологических секторов экономики, Германия занимает третье после США и Китая место в мире как по экспорту, так и по импорту продукции.

ФРГ — одна из стран — основателей европейских сообществ: Европейское экономическое сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии и Европейское объединение угля и стали, которые объединены в ЕС. Страна является членом НАТО, входит в такие авторитетные международные структуры, как «Большая семерка», «Большая двадцатка», а также изъявляет желание занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН.

История отношений

Германия признала независимость Узбекистана в декабре 1991 года. С 1992-го функционирует посольство ФРГ в Ташкенте, с 1993 года — дипмиссия Узбекистана в Берлине.

Важно отметить, что за минувшие годы отношения между Узбекистаном и Германией обрели многоплановый характер, охватив самый широкий спектр сфер сотрудничества. В плане развития двусторонних культурно-гуманитарных отношений ключевую роль играют по-братимые связи между Ташкентом и Берлином, Самаркандом и Бременом, Бухарой и Бонном. В 1994 году в Бонне создано Общество дружбы «Германия — Узбекистан», в 1998-м в Ташкенте начало функционировать Общество дружбы «Узбекистан — Германия».

Германия—один из основных торгово-экономических партнеров Узбекистана в Европе. По итогам прошлого года товарооборот между странами составил 772 миллиона долларов, показав рост по сравнению с 2017 годом на 24,5 процента.

Кроме того, Германия входит в чис­ло стран, оказывающих значительную поддержку Узбекистану. До настоящего времени при финансово-техническом содействии германского прави­тельства в Узбекистане реализован це­лый ряд важных проектов, направлен­ных на развитие систем профессионального образования, здравоохране­ния, сельского хозяйства, малого бизнеса, транспортной инфраструктуры.

Конструктивное сотрудничество Узбекистана с ФРГ по вопросам глобальной и региональной повестки дня осуществляется также и в многостороннем формате в рамках ООН, ОБСЕ, Европейского союза.

Ташкент и Берлин занимают совпадающие или близкие позиции по многим вопросам, включая борьбу с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, что благоприятствует плодотворному взаимодействию двух стран на международной арене.

Обозначая Центральную Азию в качестве региона «стратегического значения», Берлин неизменно подчеркивает важность данного направления внешней политики на национальном и общеевропейском уровнях. Германия традиционно позиционирует себя в роли ведущей европейской страны в Центральной Азии, сумевшей установить тесные партнерские отношения со всеми странами региона. ФРГ стала первой европейской страной, открывшей свои дипломатические представительства во всех центральноазиатских столицах. В 2007 году Германия выступила инициатором и основным разработчиком первой Стратегии Евросоюза по ЦА. В настоящее время немецкая дипломатия принимает активное участие в подготовке обновленной версии данного документа, принятие которого планируется в 2019 году.

О серьезности намерений сторон в налаживании системного и долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества свидетельствует заметная активизация за последние два года между Берлином и Ташкентом по наиболее важным в практическом плане областям.

Особый интерес к Узбекистану в Германии резко возрос благодаря проводимым Президентом Шавкатом Мирзиёевым масштабным реформам по либерализации и демократизации государства. Вместе с тем следует отметить, что новая региональная политика Ташкента, в основе которой лежат такие задачи, как укрепление атмосферы доверия и развитие дружественных отношений со странами Центральной Азии, в полной мере соответствует интересам Берлина.

В ходе выступления на международном узбекско-германском «круглом столе», состоявшемся в сентябре 2018 года в Ташкенте, государственный министр иностранных дел Германии Нильс Аннен заявил, что «в последние два года Узбекистан систематически, решительно и интенсивно работает над тем, чтобы сделать свою внешнюю политику более открытой и надежной, особенно в отношении своих соседей». При этом, по мнению дипломата, достижение Ташкентом прогресса в «открытии своих границ и включении Афганистана в региональное сотрудничество» в полной мере поддерживается Германией.

Дальнейшее углубление и расширение многоплановых отношений с одним из ведущих государств Европы как на двустороннем, так и в многостороннем уровнях в перспективе внесет важный вклад в устойчивое развитие не только Узбекистана, но и всего региона Центральной Азии.

Перспективы взаимодействия

Учитывая обширный диапазон двусторонних отношений, первый визит лидера Узбекистана в Германию и переговоры с руководством страны, ведущими политическими силами и бизнес-кругами, безусловно придадут мощный импульс и динамику развитию сотрудничества по всем приоритетным направлениям.

Во-первых, наращивание торгово-экономических и инвестиционных связей. Существует общее убеждение, что текущий уровень торговли с Узбекистаном не соответствует имеющемуся потенциалу сотрудничества. По оценкам немецких экспертов, несмотря на то, что Узбекистан делит с Молдовой второе место среди всех постсоветских стран, с которыми двусторонняя торговля с Германией в 2018 году росла наиболее быстрыми темпами, в абсолютных цифрах и в сравнении с другими странами, данный показатель по-прежнему выглядит довольно скромно.

В двустороннем инвестиционном сотрудничестве с Германией наиболее важными являются такие секторы экономики Узбекистана, как химия, нефтехимия, фармацевтика, здравоохранение, производство строительных материалов, агропромышленный комплекс.

В свою очередь на фоне перенасыщения европейских рынков ФРГ заинтересована в наращивании и продвижении торгово-экономических связей с Центральной Азией, рассматривая регион в качестве перспективного экспортного направления сбыта собственных технологий, товаров и услуг. Ввиду этого Узбекистан готов стать центром притяжения для германских компаний, заинтересованных в производстве и экспорте готовой продукции на рынок ЦА и Афганистана, где проживают более 100 миллионов человек.

Во-вторых, развитие транспортно-коммуникационных связей. Центральноазиатский регион рассматривается Берлином в качестве перспективного транзитного направления по наземному выходу на рынки Южной и Восточной Азии, в первую очередь Китая. ФРГ неизменно поддерживает прокладку транзитно-логистических маршрутов с участием стран региона, нацеленных на расширение географии экспорта немецкой продукции. При этом большие надежды возлагаются на реализацию европейской Стратегии по соединению Европы с Азией за счет финансирования развития транспортных и энергетических сетей с Азиатским регионом, в том числе с ЦА.

Это отвечает интересам как Узбекистана, так и всех стран региона по развитию транспортно-транзитного потенциала региона, превращению его в международный транспортный хаб, эффективному использованию транзитного потенциала международных транспортных коридоров, идущих через Центральную Азию.

В-третьих, дальнейшее укрепление научно-технического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Германия привлекательна для узбекистанского общества, особенно молодежи. В Узбекистане немецкий язык изучают свыше 370 тысяч учащихся. В спецшколах в Ташкенте, Самарканде и Маргилане, которые имеют право выдачи Германского языкового диплома (DSD), обучаются около пяти тысяч школьников.

В Узбекистане свою деятельность осуществляют представительства Института Гёте, фондов К. Аденауэра и Ф.Эберта, Института по международному сотрудничеству немецкой ассоциации народных университетов, Бюро координатора по немецкому языку Центрального управления школ за рубежом (ЦфА).

Для Узбекистана крайне востребовано углубление сотрудничества с Германией в сферах менеджмента и госуправления, новых знаний и образования. Внедрение германского опыта в этих областях способно стать важным фактором успешной реализации приоритетных задач в рамках Стратегии действий и устойчивого развития крупнейшей страны в Центральной Азии в целом.

В-четвертых, активизация сотрудничества в области туризма, что способствует росту взаимных поездок граждан двух государств. В 2018 году число посетивших Узбекистан граждан Германии выросло на 34 процента, составив 11,5 тысячи человек (8,6 тысячи за аналогичный период 2017 года). Вместе с тем указывается на сохраняющиеся возможности и потенциал в развитии туристской инфраструктуры в таких тур-центрах, как Самарканд, Бухара и Хива.

Примечательно, что недавним указом Президента Узбекистана для граждан Германии, желающих посетить нашу страну, отменены краткосрочные визы сроком до 30 дней.

В-пятых, укрепление региональной безопасности и развития.

ФРГ твердо выступает за обеспечение взаимовыгодных отношений со всеми государствами Центральной Азии на основе открытости региона для внешнего сотрудничества. Кроме того, на двустороннем и на уровне ЕС активно принимает участие в продвижении в Центральной Азии повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Берлин также проявляет интерес к налаживанию более тесного сотрудничества по вопросам стабилизации Афганистана, нейтрализации вызовов и угроз, исходящих с афганского направления, что соответствует интересам Ташкента по продвижению процесса мирного урегулированию афганской проблемы.

Первые результаты по воплощению намерений сторон к дальнейшему сближению продемонстрировал проведенный 14 января нынешнего года узбекско-германский бизнес- форум в Берлине, приуроченный к визиту Шавката Мирзиёева в Германию. Его итоги свидетельствуют о заинтересованности в развитии многоплановых отношений на качественно новом уровне.

В целом развитие углубленных политических, торгово-экономических и культурно-гуманитарных отношений с одной из крупнейших промышленно и технологически развитых экономик не только в Европе, но и в мире позволит Узбекистану существенно повысить свой потенциал в период динамичной модернизации страны. Приток качественных инвестиций и передовых технологий из ФРГ обеспечит рост промышленной сферы узбекской экономики и, следовательно, производство конкурентноспособной продукции для продвижения на близлежащие рынки в Южной и Восточной Азии. Стратегический уровень узбекско-германских отношений — один из ключевых факторов обеспечения безопасности и развития Центральной Азии.

Отношения между Узбекистаном и Германией обрели многоплановый характер, охватив самый широкий спектр сфер сотрудничества. В плане развития двусторонних культурно-гуманитарных отношений ключевую роль играют побратимские связи между Ташкентом и Берлином, Самаркандом и Бременом, Бухарой и Бонном. В 1994 году в Бонне создано Общество дружбы «Германия - Узбекистан», в 1998-м в Ташкенте начало функционировать Общество дружбы «Узбекистан - Германия».

 

Улугбек НОРМАТОВ, ведущий научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан

 

Источник: газета «Народное слово»

 

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана 28 лет


2019 год объявлен в Узбекистане Годом активных инвестиций и социального развития




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх