ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2019  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  АКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ   И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  28  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Сурхандарья: неисчерпаем источник вдохновения на родине сказителей

Сурхандарья: неисчерпаем источник вдохновения на родине сказителей

 

На церемонии торжественного открытия фестиваля Президент Шавкат Мирзиёев особо отметил, что Сурхандарья с давних времен славится как край бахши. Наряду со школами фольклорного искусства Республики Каракалпакстан, Кашкадарьинской, Самаркандской, Джизакской и Хорезмской областей широко известна и Сурхандарьинская, в частности, уникальная Шерабадская школа бахши.

В ходе фестиваля в Термезе довелось беседовать с хозяевами праздника искусства бахши — представителями школы южного региона. Посчастливилось узнать о многовековых традициях эпического исполнительского искусства Сурхандарьи и нынешнем уровне его развития.

Немало препятствий пришлось преодолеть искусству бахши, чтобы дойти до наших дней из глубины веков. Во многом это стало возможным благодаря преданности сказителей своему делу, их самоотверженности и отваге, а также искренней любви сурхандарьинцев к эпосу как к главному связующему звену с вековыми ценностями и традициями, нравственно-духовным и культурным наследием предков.

Особое место среди дастанов занимает цикл эпических повествований, посвященных подвигам народного героя — Алпомыша. По мнению специалистов, его кунгиратская версия была создана на юге нашей страны. Имеется множество научных обоснований для того, чтобы считать, что именно Сурхандарья является колыбелью для народного героя и эпоса, сочиненного сказителями в его честь.

К примеру, архаизмы, встречающиеся в дастане «Алпомыш», до сих пор сохранились в памяти местного населения, их здесь знают и понимают, хотя и не используют в обиходе. К тому же именно здесь существуют места, упоминаемые в эпосе «Алпомыш». Это Байсун, где родился и вырос народный герой, его родители и любимая девушка, горное село Сарыкамыш, озеро Чилвиркуль и многое другое, дорогое его сердцу. В Шерабаде вам покажут зиндан-колодец, поясняя, что в нем держали когда-то закованного в цепи Алпомыша. Там даже есть каменная глыба, напоминающая фигуру старухи. По преданию коварная Сухайль превратилась в камень за зло, причиненное богатырю и его любимой.

В 1999 году в Термезе совместным решением правительства Узбекистана и ЮНЕСКО организовано официальное празднование 1 000летия создания дастана «Алпомыш», и вот спустя 20 лет в этом древнем городе вновь чествуют бахши как хранителей, донесших до наших дней уникальную историю родного края.

Ученые считают, что традиция сказания дастанов на территории нашей республики развивалась в трех направлениях.

Первое — школа узбеков-лакайцев Булунгура, Нарпая, Нураты, Шахрисабза, Кургана, Камая, Шерабада и Южного Таджикистана.

Представители этой школы исполняли поэмы способом горлового пения под аккомпанемент домбры. Второе направление — хорезмская школа, в которой дастаны исполнялись соло или дуэтом, открытым голосом, под звуки тара, дутара, гиджака, гармони, кушная и других инструментов. Представители третьего направления в Ферганской долине исполняли открытым голосом, играя на дутаре.

Благодаря преданности искусству таких бахши, как Эргаш Джуманбулбул углы, Фазил Юлдаш углы, Пулканшоир, Исламшоир, Саидмурод Панох углы, Нурмон Абдувой углы, Холёр Абдукарим углы, и других многовековая эпическая традиция сохранилась и еще более развилась, дойдя до нас в совершенном виде. По их стопам пошли и последующие поколения сказителей. Творческая и исполнительская деятельность Кора и Чори Умировых, Хушбока Мардонакулова, Каххара Рахимова, Шоберды Болтаева, Абдуназара Поёнова, Каландара Норматова, Норбека Абдуллаева и других помогла бережно перенести в XXI век этот древний вид искусства. С легкой руки этих бахши в Узбекистане получил развитие исполнительский жанр «терма», основаны фольклорные ансамбли, проводятся выступления бахшис-казителей.

К настоящему времени этому виду искусства можно научиться, не только став учеником бахши, как это практиковалось веками, но и записавшись в школу бахши. Их сейчас по республике несколько, в основном там, где издавна существовала эта давняя культура.

Первую же школу бахши по инициативе Президента Шавката Мирзиёева открыли в начале 2018 года в живописном уголке южного города, построив на территории парка культуры и отдыха «Амударё сохили» красивое современное здание.

— Главная цель создания школы бахши состоит в раскрытии, воспитании и всесторонней поддержке молодых талантов, приобщении представителей подрастающего поколения к богатейшей сокровищнице устного народного творчества, — говорит директор школы музыки и искусства № 22, на базе которой действует школа для юных сказителей, Комил Чориев. — Наряду с направлением исполнительского искусства бахши у нас есть классы фортепиано, академического вокала, театрального мастерства, хореографии. Организованы также кружки по обучению английскому и русскому языкам. Школу посещают свыше пятидесяти одаренных детей, из них 12 обучаются азам бахши-сказительства. Им преподают лучшие педагоги и исполнители региона. Это лауреат нескольких творческих конкурсов области и республики Мухаммади Эшбоев, народный бахши Узбекистана Шоберды Болтаев, опытный наставник — исполнитель туркменского искусства бахши Жура Сафаров. Последнего пригласили после того, как пятеро наших учеников выразили желание обучаться туркменской манере исполнения.

В школе заботятся о росте потенциала учеников. Наиболее одаренные из них — Мунира Юсупова, единственная девочка-бахши, обучающаяся в этой школе, Хусан Мусаев, Элбек Чориев, Комил Жумаев и даже пятилетний Голибжон Орибов. Эти ребята уже заявили о себе активным участием в конкурсах областного и республиканского уровней, став лауреатами творческих состязаний. За несколько дней термезского международного фестиваля Голибжон даже успел стать звездой праздника искусства. У него берут интервью журналисты из столицы и зарубежья, просят исполнить что-нибудь, подыгрывая себе на домбре, на что ребенок охотно отзывается.

Как сообщил директор школы, на отборочном туре для участия в конкурсе, проводимом в рамках фестиваля, от школы выступили 17 юных исполнителей, и их наставники и теперь с огромным волнением ждут результатов отбора, чтобы помериться мастерством исполнения и далее — на международном уровне.

Словом, фестиваль стал настоящей проверкой для воспитанников школы бахши в Термезе, и кажется, что они больше всех волнуются, радуются этому грандиозному празднику древнего эпического искусства у себя на Родине. Верится, что ребята с честью пройдут эти экзамены и получат хороший старт в будущее. Впрочем, как и само искусство бахши, которое обрело сильные крылья на первом международном фестивале в Термезе.

 

Источник: газета «Народное слово»

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана 28 лет


2019 год объявлен в Узбекистане Годом активных инвестиций и социального развития




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх