ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2019  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  АКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ   И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  28  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

«Рожденный под счастливой звездой»

«Рожденный под счастливой звездой»
9 апреля – день рождения Амира Темура

 

«Рожденный под счастливой звездой» - именно так переводится слово «Сахибкиран», которым мы величаем выдающегося политического деятеля и полководца, создавшего огромную единую империю, протянувшуюся от Кавказа до Китая и от Сибири до Индии, существовавшую в XIV-XV веках. 683-я годовщина со дня его рождения широко отмечается по всей стране, его династия оставила свой звездный след в истории узбекского народа, продолжая освещать нам путь и по сей день.

Эпоха Амира Темура и Темуридов представляла собой период тесного взаимодействия культур народов Центральной Азии и многих других стран и регионов - Ближнего и Среднего Востока, Кавказа, Малой Азии, Индии, Китая, Европы. На протяжении многих столетий различные народы имели тесные хозяйственные и культурные взаимосвязи с народами Средней Азии.

Придворный историк Хафизи Абру, описывая одно из пиршеств его сына - Шахруха, указывает на разнообразный в этническом отношении состав музыкантов празднества, особо подчеркивая при этом, что артисты исполняли произведения по обычаям своей страны: "А певцы прекрасноголосые и музыканты сладкозвучные и играли, и пели на мотивах по образцам персов, на мелодии арабов, по обычаям турок, на голоса монголов, по законам (пения) китайцев и размерами алтайцев".

Из содружества местных и пришлых мастеров к концу XIV века сложилась оригинальная художественная школа. Известно, что Сахибкиран принял Самарканд после восшествия на престол городом с простыми глиняными постройками. Благодаря ему он превратился в жемчужину Востока. Его достопримечательности - великолепные здания из жженого кирпича, украшенные мозаикой, восхищают взор жителей и гостей по сей день. В стремлении к синтезу искусств создавались лучшие творения эпохи - мавзолей Амира Темура, ряд блестящих мавзолеев в комплексе Шахи-Зинда и другие творения архитектуры. Об этом свидетельствуют надписи на самих памятниках: зодчий Махмуд из Исфахана создал комплекс медресе и ансамбль Мухаммад-Султана в Самарканде, а резчик Юсуф из Шираза - резную дверь у входа в Шахи-Зинда.

Известный венгерский историк и востоковед А. Вамбери отмечал, что Темур "всегда считал самою дорогою частью добычи в какой-нибудь стране художников и искусных ремесленников", "велел перевезти на вьючных животных целую библиотеку из Бруссы в Самарканд", "в Самарканде во время Темура были представители всех наук и религий".

В эту эпоху, согласно письменным источникам, большое количество мастеров из Азербайджана было доставлено в города Мавераннахра. Каменотесы и специалисты по архитектурному декору высшей категории участвовали в строительстве и художественной отделке соборной мечети Биби-ханым в Самарканде и дворца Ак-сарай в Шахрисабзе. Имя одного из них - Мухаммеда Юсуфа Тебризи - увековечено в рисунке орнамента. Под влиянием искусства Индии и Азербайджана приоритет при возведении монументальных зданий в Мавераннахре этой эпохи нередко отдавался камню. Как отмечал известный востоковед, академик В. Бартольд: "С именами Темура и его потомков связана, как известно, одна из лучших эпох в истории мусульманской архитектуры…", "им воздвигались величественные постройки с великолепными садами, восстановлялись города и селения, устраивались и исправлялись оросительные системы; по выражению официальной истории, он не допускал, чтобы пропадали даром участки земли, где вообще была возможна культура".

Амир Темур из походов в Месопотамию и Сирию также привез искусных мастеров. Испанский посланник при его дворе де Клавихо пишет, что из Дамаска он вывез тех, кто ткет разные шелковые ткани, делает луки для стрельбы и разное вооружение, обрабатывает стекло и глину - лучшую в мире. Они повлияли на производство ремесленников Узбекистана, в частности на шахрисабзских дуппидузов, создававших тюбетейки "ироки" по образцу работ мастеров, расселившихся здесь как раз в те времена.

Правитель привез сюда и довольно значительное количество армянских строителей, ювелиров, оружейников и каменотесов, подтверждение чему находим в книге де Клавихо.

В конце XIV века в Самарканд прибыли сотни индийских каменотесов. По велению Темура в регион было доставлено оттуда и 95 слонов для подъема тяжестей. Ремесленники и диковинные животные принимали участие в строительстве соборной мечети Биби-ханым. Первые письменные сведения о крупных поселениях индийцев в Средней Азии относятся к XV-XVI векам. В одном из источников XVI столетия упоминается их квартал со своим старшиной в Бухаре. Новые строки в историю взаимоотношений народов вписал Бабур (1483-1540 годы) - основатель собственного государства в Северной Индии. Бывший государь Ферганы из династии Темуридов стремился к укреплению связей с родиной. В Мавераннахр он отправлял государственных деятелей, в Индию приглашал лучших мастеров миниатюрной живописи из Самарканда и других городов.

Из источников известно, что в столице империи кварталы Чопардира, Ганилифар, Готфар были местом собрания и жизни ученых со всего Востока. В XV веке в столице империи творили иранские художники-миниатюристы - Шихабуддин Абдулла и Захафэтдин Озхар. Сахибкиран также предпринял переселение значительного числа искусных ремесленников (ювелиров, резчиков и других) из иранских городов.

Амиру Темуру принадлежат слова: "С добрыми, к какой бы национальности они ни принадлежали, я обходился с добротою". Самарканд, по его мысли, должен был стать самым величественным городом в мире, чтобы наглядно продемонстрировать это, вокруг он построил селения, которым дал названия самых знаменитых зарубежных столиц - Султания, Шираз, Багдад, Димишк (Дамаск), Миср (Каир), Фариш (Париж), Мотурид (Мадрид). Как отмечал академик В. Бартольд: "Стремление превзойти размерами все постройки прежних эпох вообще характерно для мусульманской архитектуры послемонгольского периода, но никогда это стремление не проводилось с такой последовательностью, как при Темуре и его потомках". Недаром период правления его династии получил в истории мировой культуры наименование "Темуридский Ренессанс".

 

Равшан Назаров

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института истории Академии наук Республики Узбекистан

 

Источник: газета «Правда Востока»

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана 28 лет


2019 год объявлен в Узбекистане Годом активных инвестиций и социального развития




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх