ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2019  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  АКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ   И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  28  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Вернуть науку на путь прогресса

 

Вернуть науку на путь прогресса

 

Почему система грантового финансирования научно-технических проектов в Республике Узбекистан нуждается в реформах?

Узбекистан является крупным в Центральной Азии научным центром. Страна обладает развитой исследовательской материально-технической базой, значительным интеллектуальным потенциалом, квалифицированными кадрами высших степеней.

В стране научно-исследовательской деятельностью в более 360 учреждениях академического, вузовского и отраслевого профиля занимаются около 37 тысяч человек. Ведущим центральным учреждением по организации и осуществлению поисковых работ является Академия наук, где сформировались и продолжают успешное развитие авторитетные научные школы по разным направлениям и специальностям.

Особенно актуально сейчас формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок, который обеспечил бы в полной мере процессы технологической и инновационной модернизации национальной экономики.

Определенную нишу в финансировании отечественных научных достижений занимают конкурсные грантовые вливания. С точки зрения научного сообщества и независимых экспертов, это наиболее прозрачная форма финансирования.

Она служит эффективным инструментом не только для отбора перспективных проектов посредством квалификационной научной экспертизы заявок, но и для качественного контроля уровня проводимых работ. Начиная с 2006 года применяется механизм конкурсного грантового финансирования. Эта форма организации научно-технической деятельности создала широкие возможности в концентрации интеллектуальных сил и материальных ресурсов в крупных научно-технических программах и инновационных проектах, направленных на решение приоритетных социально-экономических проблем.

Анализ реализации государственных научно-технических программ фундаментальных, прикладных и инновационных исследований в Узбекистане выявил ряд проблем и недостатков. Например, в рамках прикладных и инновационных программ на 2018—2020 годы выполняются более 150 научных проектов на общую сумму 27 миллиардов сумов с неконкретной тематикой, которые не позволяют получить конечный конкретный результат. Из 841 проекта фундаментальных исследований в 2007—2016 годах лишь 35 из них (4,2%) являются межведомственными. Это обусловлено стремлением НИУ и высших учебных заведений к самостоятельному участию в проектах только своего ведомства. В итоге образовался барьер в интеграции вузовской и академической науки и увеличение мелких научных проектов (курс ЦБ РУ на 01.08.2019, 1$= 8666.71 сум).

Помимо этого, значительное количество изысканий все еще носит общий характер, не нацеленный на конкретный результат. Они в большинстве своем не обеспечивают прорыв в выбранном направлении. Наблюдается низкая результативность и прикладных исследований, а ведь их основной задачей является решение актуальных научно-технических проблем. Разработки фактически остаются набором плохо взаимоувязанных изысканий. Об их невнушительной научной новизне свидетельствуют и невысокие показатели патентования. Так, за 2007—2016 годы получено всего 1 790 охранных документов — на три реализованных проекта приходится всего один успешный результат.

В частности, за 2014—2018 годы из средств Государственного бюджета выделено около 800 миллиардов сумов на финансирование научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, по результатам которых научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями запатентовано свыше 700 изобретений.

Однако анализ практического их использования свидетельствует о недостаточном уровне коммерциализации, составляющий всего лишь 0,5 процента в год от количества запатентованных за последние пять лет изобретений, профинансированных за счет средств Государственного бюджета.

Несмотря на масштабы работ, проводимых в стране по дальнейшему повышению эффективности развития науки, внедрению инновационных технологий и разработок в соответствующие отрасли и сферы экономики, и в настоящее время не происходит полная мобилизация всех материально-технических, научных и интеллектуальных ресурсов, существующий научно-технический потенциал используется не полностью. Потому требуется дальнейшее совершенствование конкретных механизмов, обеспечивающих высокую инновационную активность среди производителей и потребителей наукоемкой продукции с эффективным использованием существующего потенциала и полной адаптации этих механизмов к темпам осуществляемых в стране реформ.

Если перечислять проблемы, связанные с дальнейшим повышением эффективности развития науки, то, во-первых, почти все крупные промышленные предприятия заинтересованы только в готовых к внедрению инновационных разработках. Для большинства же требуется проведение дополнительных практических исследований в целях промышленного испытания инновационных разработок. Во- вторых, уровень внедрения инновационных разработок и технологий в соответствующие отрасли и сферы экономики является низким потому, что недостаточны опыт и навыки для их практического применения — нет изучения потребительских рынков, внедрения методов инновационного менеджмента, использования маркетинговых технологий. С другой стороны, мало заинтересованности потребителей инноваций — предприятий отрасли к их внедрению. И, в-третьих, существующие ресурсы, возможности и запасы углубления интеграции науки, образования и производства мобилизованы не полностью.

Нужны новые механизмы грантового финансирования

Для решения вышеуказанных проблем Министерством инновационного развития Узбекистана разработана и реализуется более эффективная система формирования и мониторинга государственных научно-технических проектов. Ключевым фактором повышения эффективности научных исследований является отбор и своевременная реализация самых высокоэффективных.

Для этого следует в корне пересмотреть форму и содержание в первую очередь объективности оценки конечного результата научно-технических проектов. Основные различия новой системы грантового финансирования научно-технических проектов заключаются во внедрении системы тематических грантов, где темы формируются совместно с производственными отраслями, при этом учитываются их потребности (в старой системе темы предлагались по инициативе научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений).

Не менее важно, конкурсные объявления научно-технических проектов проводятся на регулярной основе (раньше конкурсы для прикладных исследований проводились раз в три года, для инновационных проектов — раз в два года). И такой пункт — заранее определяются конкретные объемы финансирования для каждой объявленной темы (раньше утверждались на основе предложений исполнителя и возможностей заказчика).

Ко всему внедрен принцип альтернативности для каждой темы, то есть как минимум два проекта должны участвовать в конкурсе (раньше осуществлялось прямое финансирование, если даже в конкурсе участвует один проект).

Министерством инновационного развития осуществляется ряд конкретных мер по совершенствованию механизмов организации научных исследований, в частности, по коренному обновлению устаревшей системы организации конкурсов, финансирования проектов и внедрению в производство результатов проведенных исследований.

В настоящее время темы для тематических проектов в рамках государственных научно-технических программ формируются на основе предложений и потребностей Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных хокимиятов, министерств, ведомств и организаций, а также научных и опытно-конструкторских учреждений. При этом особое значение уделяется результативности проекта, возможности получения конкретной готовой продукции, коммерциализации. Процесс формирования тем для конкурса проектов координируется управлением по развитию науки и научно-технических исследований, при этом не допускается участие в этом процессе научно-технических советов. Они имеют право предъявлять свои возражения по поводу объявленных тем.

В конкурсном задании указываются конкретные ожидаемые результаты, точные объемы годового финансирования, которые являются важной начальной информацией для исполнителей в процессе оформления проекта. До настоящего времени для выполнения проектов в рамках государственных научно-технических программ выделялся недостаточный объем финансирования для приобретения необходимых приборов и оборудования, материалов, реагентов и т. д. Это препятствовало достижению высокой результативности выполняемых проектов. На нынешнем этапе объем финансовых средств достаточный, они расходуются, кроме фонда заработной платы, и на укрепление материально-технической базы учреждения-исполнителя.

Справедливость и прозрачность отбора проектов

От тщательно проработанного механизма организации и проведения конкурса напрямую зависят справедливость и прозрачность отбора проектов. Министерство организует конкурсный отбор проектов таким образом, что каждый отдельный этап цепочки, по которой проходит прием, рассмотрение и принятие решения по проекту, выполняет определенную самостоятельную функцию, которая не зависит и не влияет на предыдущие и последующие этапы рассмотрения.

Проекты, представленные на конкурс, первоначально регистрируются в электронной форме на сайте www.fan-portal.uz. Бумажные формы проектов принимаются без участия руководителя проекта через заместителей директоров по научной работе и инновациям научно-исследовательских институтов, проректоров по науке и инновациям высших учебных заведений. Этот процесс осуществляется специальной рабочей группой, состоящей из сотрудников Научно-практического центра по внедрению инноваций при Министерстве инновационного развития.

Данная мера препятствует прямому контакту авторов проекта с участвующими в оценке проектов и сотрудниками министерства.

Представленные проекты подлежат предварительной технической экспертизе соответствующими по направлениям тематик управлениями министерства на предмет строгого соблюдения требований конкурса, надежности и достоверности материалов проекта, недопущения повторяемости (плагиата). По ее результатам управление развития науки и научно-технических исследований готовит проекты на рассмотрение научно-технических советов при министерстве. Передача осуществляется через аппарат самого министра, обеспечивая следующий разрыв в цепочке оценки проектов.

Следующий этап научно-технической экспертизы осуществляется исключительно со стороны научно-технических советов, состоящих из высококвалифицированных ученых, профессоров и академиков. Работники министерства не допускаются к участию в составе советов. Поступившие на рассмотрение проекты оцениваются со стороны двух экспертов, и далее путем заслушивания презентации и открытого обсуждения выносится решение о рекомендации проекта для его дальнейшего финансирования.

Для координации реализации и контроля выполнения проектов при Министерстве инновационного развития образованы 16 научно-технических советов по приоритетным направлениям развития науки и технологий, а также один научно-технический совет по стартап-проектам. Их основными задачами являются искоренение параллелизма в проектах, недопущение финансирования ранее выполненных научных исследований, выработка рекомендаций по поддержке разработок с высокой степенью научной новизны и ожидаемой практической эффективностью, а также выработка предложений по наилучшему использованию интеллектуального потенциала и материально-технической базы путем объединения проектов с конкретизацией задач и стимулирование привлечения одаренной молодежи в научную деятельность.

Постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности» от 14 июля 2018 года регламентировано, что результаты научной и научно-технической деятельности, полученные учреждениями в рамках выполнения государственных научно-технических программ фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, за исключением результатов фундаментальных исследований, а также проектов в области гуманитарных и социальных наук, подлежат коммерциализации после завершения государственных научно-технических проектов и (или) их регистрации в установленном порядке.

Таким образом, разработанные проекты прикладных исследований являются своеобразным источником для пополнения инновационного пакета предложений для их дальнейшего освоения в отраслях экономики. Задача программ научно-технических и инновационных работ заключается в повышении технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечении выхода инновационной продукции на внутренний и внешние рынки.

 

Источник: газета «Народное слово»

 

События и даты

 

Независимости Узбекистана 28 лет


2019 год объявлен в Узбекистане Годом активных инвестиций и социального развития




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх