Вернуть науку на путь прогресса
Почему система
грантового финансирования научно-технических проектов в Республике Узбекистан
нуждается в реформах?
Узбекистан является крупным в Центральной Азии научным
центром. Страна обладает развитой исследовательской материально-технической
базой, значительным интеллектуальным потенциалом, квалифицированными кадрами
высших степеней.
В стране научно-исследовательской деятельностью в более 360
учреждениях академического, вузовского и отраслевого профиля занимаются около 37
тысяч человек. Ведущим центральным учреждением по организации и осуществлению
поисковых работ является Академия наук, где сформировались и продолжают успешное
развитие авторитетные научные школы по разным направлениям и специальностям.
Особенно актуально сейчас формирование конкурентоспособного
и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок, который
обеспечил бы в полной мере процессы технологической и инновационной модернизации
национальной экономики.
Определенную нишу в финансировании отечественных научных
достижений занимают конкурсные грантовые вливания. С точки зрения научного
сообщества и независимых экспертов, это наиболее прозрачная форма
финансирования.
Она служит эффективным инструментом не только для отбора
перспективных проектов посредством квалификационной научной экспертизы заявок,
но и для качественного контроля уровня проводимых работ. Начиная с 2006 года
применяется механизм конкурсного грантового финансирования. Эта форма
организации научно-технической деятельности создала широкие возможности в
концентрации интеллектуальных сил и материальных ресурсов в крупных
научно-технических программах и инновационных проектах, направленных на решение
приоритетных социально-экономических проблем.
Анализ реализации государственных научно-технических
программ фундаментальных, прикладных и инновационных исследований в Узбекистане
выявил ряд проблем и недостатков. Например, в рамках прикладных и инновационных
программ на 2018—2020 годы выполняются более 150 научных проектов на общую сумму
27 миллиардов сумов с неконкретной тематикой, которые не позволяют получить
конечный конкретный результат. Из 841 проекта фундаментальных исследований в
2007—2016 годах лишь 35 из них (4,2%) являются межведомственными. Это
обусловлено стремлением НИУ и высших учебных заведений к самостоятельному
участию в проектах только своего ведомства. В итоге образовался барьер в
интеграции вузовской и академической науки и увеличение мелких научных проектов
(курс ЦБ РУ на 01.08.2019, 1$= 8666.71
сум).
Помимо этого, значительное количество изысканий все еще
носит общий характер, не нацеленный на конкретный результат. Они в большинстве
своем не обеспечивают прорыв в выбранном направлении. Наблюдается низкая
результативность и прикладных исследований, а ведь их основной задачей является
решение актуальных научно-технических проблем. Разработки фактически остаются
набором плохо взаимоувязанных изысканий. Об их невнушительной научной новизне
свидетельствуют и невысокие показатели патентования. Так, за 2007—2016 годы
получено всего 1 790 охранных документов — на три реализованных проекта
приходится всего один успешный результат.
В частности, за 2014—2018 годы из средств Государственного
бюджета выделено около 800 миллиардов сумов на финансирование научно-прикладных
и инновационных проектов и разработок, по результатам которых
научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями запатентовано
свыше 700 изобретений.
Однако анализ практического их использования свидетельствует
о недостаточном уровне коммерциализации, составляющий всего лишь 0,5 процента в
год от количества запатентованных за последние пять лет изобретений,
профинансированных за счет средств Государственного бюджета.
Несмотря на масштабы работ, проводимых в стране по
дальнейшему повышению эффективности развития науки, внедрению инновационных
технологий и разработок в соответствующие отрасли и сферы экономики, и в
настоящее время не происходит полная мобилизация всех материально-технических,
научных и интеллектуальных ресурсов, существующий научно-технический потенциал
используется не полностью. Потому требуется дальнейшее совершенствование
конкретных механизмов, обеспечивающих высокую инновационную активность среди
производителей и потребителей наукоемкой продукции с эффективным использованием
существующего потенциала и полной адаптации этих механизмов к темпам
осуществляемых в стране реформ.
Если перечислять проблемы, связанные с дальнейшим повышением
эффективности развития науки, то, во-первых, почти все крупные промышленные
предприятия заинтересованы только в готовых к внедрению инновационных
разработках. Для большинства же требуется проведение дополнительных практических
исследований в целях промышленного испытания инновационных разработок. Во-
вторых, уровень внедрения инновационных разработок и технологий в
соответствующие отрасли и сферы экономики является низким потому, что
недостаточны опыт и навыки для их практического применения — нет изучения
потребительских рынков, внедрения методов инновационного менеджмента,
использования маркетинговых технологий. С другой стороны, мало
заинтересованности потребителей инноваций — предприятий отрасли к их внедрению.
И, в-третьих, существующие ресурсы, возможности и запасы углубления интеграции
науки, образования и производства мобилизованы не полностью.
Нужны новые механизмы грантового финансирования
Для решения вышеуказанных проблем Министерством
инновационного развития Узбекистана разработана и реализуется более эффективная
система формирования и мониторинга государственных научно-технических проектов.
Ключевым фактором повышения эффективности научных исследований является отбор и
своевременная реализация самых высокоэффективных.
Для этого следует в корне пересмотреть форму и содержание в
первую очередь объективности оценки конечного результата научно-технических
проектов. Основные различия новой системы грантового финансирования
научно-технических проектов заключаются во внедрении системы тематических
грантов, где темы формируются совместно с производственными отраслями, при этом
учитываются их потребности (в старой системе темы предлагались по инициативе
научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений).
Не менее важно, конкурсные объявления научно-технических
проектов проводятся на регулярной основе (раньше конкурсы для прикладных
исследований проводились раз в три года, для инновационных проектов — раз в два
года). И такой пункт — заранее определяются конкретные объемы финансирования для
каждой объявленной темы (раньше утверждались на основе предложений исполнителя и
возможностей заказчика).
Ко всему внедрен принцип альтернативности для каждой темы,
то есть как минимум два проекта должны участвовать в конкурсе (раньше
осуществлялось прямое финансирование, если даже в конкурсе участвует один
проект).
Министерством инновационного развития осуществляется ряд
конкретных мер по совершенствованию механизмов организации научных исследований,
в частности, по коренному обновлению устаревшей системы организации конкурсов,
финансирования проектов и внедрению в производство результатов проведенных
исследований.
В настоящее время темы для тематических проектов в рамках
государственных научно-технических программ формируются на основе предложений и
потребностей Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных хокимиятов,
министерств, ведомств и организаций, а также научных и опытно-конструкторских
учреждений. При этом особое значение уделяется результативности проекта,
возможности получения конкретной готовой продукции, коммерциализации. Процесс
формирования тем для конкурса проектов координируется управлением по развитию
науки и научно-технических исследований, при этом не допускается участие в этом
процессе научно-технических советов. Они имеют право предъявлять свои возражения
по поводу объявленных тем.
В конкурсном задании указываются конкретные ожидаемые
результаты, точные объемы годового финансирования, которые являются важной
начальной информацией для исполнителей в процессе оформления проекта. До
настоящего времени для выполнения проектов в рамках государственных
научно-технических программ выделялся недостаточный объем финансирования для
приобретения необходимых приборов и оборудования, материалов, реагентов и т. д.
Это препятствовало достижению высокой результативности выполняемых проектов. На
нынешнем этапе объем финансовых средств достаточный, они расходуются, кроме
фонда заработной платы, и на укрепление материально-технической базы
учреждения-исполнителя.
Справедливость и прозрачность отбора проектов
От тщательно проработанного механизма организации и
проведения конкурса напрямую зависят справедливость и прозрачность отбора
проектов. Министерство организует конкурсный отбор проектов таким образом, что
каждый отдельный этап цепочки, по которой проходит прием, рассмотрение и
принятие решения по проекту, выполняет определенную самостоятельную функцию,
которая не зависит и не влияет на предыдущие и последующие этапы рассмотрения.
Проекты, представленные на конкурс, первоначально
регистрируются в электронной форме на сайте www.fan-portal.uz. Бумажные формы
проектов принимаются без участия руководителя проекта через заместителей
директоров по научной работе и инновациям научно-исследовательских институтов,
проректоров по науке и инновациям высших учебных заведений. Этот процесс
осуществляется специальной рабочей группой, состоящей из сотрудников
Научно-практического центра по внедрению инноваций при Министерстве
инновационного развития.
Данная мера препятствует прямому контакту авторов проекта с
участвующими в оценке проектов и сотрудниками министерства.
Представленные проекты подлежат предварительной технической
экспертизе соответствующими по направлениям тематик управлениями министерства на
предмет строгого соблюдения требований конкурса, надежности и достоверности
материалов проекта, недопущения повторяемости (плагиата). По ее результатам
управление развития науки и научно-технических исследований готовит проекты на
рассмотрение научно-технических советов при министерстве. Передача
осуществляется через аппарат самого министра, обеспечивая следующий разрыв в
цепочке оценки проектов.
Следующий этап научно-технической экспертизы осуществляется
исключительно со стороны научно-технических советов, состоящих из
высококвалифицированных ученых, профессоров и академиков. Работники министерства
не допускаются к участию в составе советов. Поступившие на рассмотрение проекты
оцениваются со стороны двух экспертов, и далее путем заслушивания презентации и
открытого обсуждения выносится решение о рекомендации проекта для его
дальнейшего финансирования.
Для координации реализации и контроля выполнения проектов
при Министерстве инновационного развития образованы 16 научно-технических
советов по приоритетным направлениям развития науки и технологий, а также один
научно-технический совет по стартап-проектам. Их основными задачами являются
искоренение параллелизма в проектах, недопущение финансирования ранее
выполненных научных исследований, выработка рекомендаций по поддержке разработок
с высокой степенью научной новизны и ожидаемой практической эффективностью, а
также выработка предложений по наилучшему использованию интеллектуального
потенциала и материально-технической базы путем объединения проектов с
конкретизацией задач и стимулирование привлечения одаренной молодежи в научную
деятельность.
Постановлением Президента Республики Узбекистан «О
дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов
научной и научно-технической деятельности» от 14 июля 2018 года
регламентировано, что результаты научной и научно-технической деятельности,
полученные учреждениями в рамках выполнения государственных научно-технических
программ фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, финансируемых
за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, за исключением
результатов фундаментальных исследований, а также проектов в области
гуманитарных и социальных наук, подлежат коммерциализации после завершения
государственных научно-технических проектов и (или) их регистрации в
установленном порядке.
Таким образом, разработанные проекты прикладных исследований
являются своеобразным источником для пополнения инновационного пакета
предложений для их дальнейшего освоения в отраслях экономики. Задача программ
научно-технических и инновационных работ заключается в повышении
технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечении выхода
инновационной продукции на внутренний и внешние рынки.
Источник:
газета «Народное слово»
|