ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2019  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  АКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ   И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ                         НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  28  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

На климат повлияют инновационные решения

На климат повлияют инновационные решения

 

 

Принята Стратегия по переходу Узбекистана на «зеленую экономику» на 2019—2030 годы

Проблема изменения климата является беспрецедентным вызовом устойчивому развитию человечества и планеты в целом. Это приводит к увеличению числа чрезвычайных ситуаций, разрушению уникальных экосистем, дефициту водных ресурсов, подрыву энергетической, продовольственной и экологической безопасности.

Для Узбекистана, значительная часть территории которого является аридной зоной, последствия глобального изменения климата имеют актуальное значение. Особенно с учетом того, что с начала середины прошлого века средние темпы роста температур на территории страны за десятилетие более чем в два раза превышают глобальные темпы потепления. Кроме того, Узбекистан относится к категории стран, наиболее уязвимых к изменению климата, и при отсутствии дополнительных ресурсосберегающих мер может столкнуться с дефицитом водных ресурсов, ростом опустынивания и деградации земель, увеличением числа засух и опасных явлений, приводящих не только к неустойчивости сельскохозяйственного производства, но и угрожающих экологической безопасности.

В процессе осуществляемых в стране демократических и социально-экономических преобразований достигнуты значительные результаты во всех сферах жизнедеятельности общества. Внутриполитическая, экономическая и социальная стабильность обеспечивается в том числе посредством проведения активной инвестиционной политики. Она направлена на развитие действующих и создание новых производственных мощностей, внедрение передовых инновационных технологий, улучшение уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь требует введения дополнительных энергетических мощностей, надежных источников энергоресурсов.

При этом фактор ресурсной ограниченности углеводородных источников энергии, темпы их истощения побуждают принять необходимые меры, чтобы не выпасть из глобального тренда масштабного развития альтернативной энергетики. Так, согласно экспертным оценкам, возможность использования возобновляемых источников энергии у нас в стране приравнивается эквиваленту 51 миллиард тонн нефти. Существующие технологии позволяют получить энергию, эквивалентную 179 миллионам тонн нефти, что в три раза превышает объем добываемого в республике топлива, а также предотвратить выбросы 447 миллионов тонн углекислого газа, различных сернистых соединений, оксида азота и других загрязняющих веществ.

Однако в структуре первичных топливно-энергетических ресурсов республики 97 процентов занимают нефть и газ, 2,3 процента — уголь, 0,7 процента — гидроэнергетика и, несмотря на большой потенциал возобновляемых источников энергии, их доля не достигает и одного процента.

Для достижения целей долгосрочного устойчивого развития в стране проводится усиление институционального потенциала и совершенствование законодательной базы в области возобновляемой энергетики, энергоэффективности и механизмов углеродного финансирования. Реализуется Программа мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017—2021 годы. Ее реализация позволит диверсифицировать топливный баланс за счет возобновляемых источников энергии, замещая ими традиционные виды топлива и сокращая их долю в производстве электрической и тепловой энергии.

Более 50 хозяйствующих субъектов в республике имеют технологии производства оборудования возобновляемых источников энергии. С участием крупнейших компаний КНР планируется создание на территории свободной экономической зоны «Навои» производство фотоэлектрических панелей первоначальной мощностью 50 МВт, а в специальной индустриальной зоне «Джизак» — предприятия по выпуску солнечных тепловых коллекторов с годовой мощностью 50 тысяч единиц. В Бухарской области компанией «ENESOL» (ОАЭ) запущена в строй не имеющая аналогов в СНГ мобильная автономная солнечная электростанция мощностью 1,2 МВт, достаточной для стабильного обеспечения электричеством небольшого городка с 1,5 тысячи жителей. В Папском районе Наманганской области с применением самых передовых корейских технологий запущена фотоэлектрическая станция мощностью 130 кВт. Совместно с АБР реализуется проект по строительству солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Самаркандской области, а также еще в двух областях предусматривается строительство аналогичных станций.

Между тем на солнечную энергетику приходится менее 0,04 процента мирового производства энергии. Но если покрыть солнечными панелями всего лишь четыре процента пустынь Земли, то этого хватит, чтобы удовлетворить все потребности человечества в энергии.

Безусловно, проблема изменения климата—это глобальная проблема, поскольку выбросы парниковых газов равномерно распределены в атмосфере и не знают границ. В этой связи, чтобы остановить этот процесс и следовательно уменьшить негативные последствия изменения климата, нужно международное сотрудничество. Поэтому для Узбекистана важное значение имело подписание и последующая ратификация Парижского соглашения по климату.

В целях выполнения обязательств страны по Парижскому соглашению была разработана и 4 октября этого года утверждена постановлением Президента страны Стратегия перехода Республики Узбекистан на «зеленую экономику» на период 2019—2030 годов. Она направлена на последовательную модернизацию промышленности, повышение энергоэффективности и энергосбережения в ключевых секторах экономики. Это позволит стабилизировать уровень выбросов парниковых газов.

Предусмотренные в стратегии задачи, ориентированные на ускорение процесса перехода Узбекистана к «зеленой экономике» и эффективное достижение целей устойчивого развития, рассматриваются в качестве ключевых вопросов. Важную роль в этом процессе играет развитие возобновляемых источников энергии. В целях создания правовых основ, системного закрепления приоритетных направлений и комплекса мер государственной политики в данной области 21 мая текущего года был принят Закон «Об использовании возобновляемых источников энергии».

В рамках стратегии предусмотрены как меры по смягчению, так и по адаптации к изменению климата. Это повышение энергоэффективности секторов экономики и рациональное потребление природных ресурсов путем технологической модернизации и развития финансовых механизмов, диверсификация источников энергии посредством снижения потребления ископаемого топлива за счет развития возобновляемых источников энергии.

Планируется мобилизация ресурсов для реализации мер по адаптации и смягчению климатических рисков, включение «зеленых критериев» в приоритетные направления госинвестиций и расходов. Планируется оказание содействия реализации пилотных проектов по направлениям перехода к «зеленой экономике», развитие системы подготовки и переквалификации кадров, связанной с рынком труда за счет стимулирования инвестиционных вложений в образование. Безусловно, будут приняты меры по смягчению негативного воздействия экологического кризиса в Приаралье, развитию международного сотрудничества.

Необходимо отметить, что развитие альтернативных и возобновляемых источников энергии в комплексе с другими направлениями внедрения «зеленой экономики», такими, как совершенствование системы питьевого водоснабжения и развитие экологически безопасных систем канализации, организация эффективного управления отходами, развитие экологически чистого транспорта, производство экологически чистых сельскохозяйственных продуктов, будет способствовать повышению качества жизни и улучшению благополучия жителей нашей страны. При этом одной из приоритетных задач на ближайшую перспективу наряду с сокращением энергоемкости и ресурсоемкости экономики остается широкое внедрение возобновляемых источников энергии. В связи с чем к 2025 году планируется доведение их доли в структуре генерирующей мощности до более 25 процентов.

Предпринимаемые страной значительные шаги по энергосбережению и внедрению возобновляемых источников энергии уже позволили нашей стране сэкономить значительный объем первичных источников энергии, в основном природного газа, и соответственно снизить выбросы парниковых газов. В частности, по данным Международного энергетического агентства, которое учитывает выбросы углекислого газа от сжигания топлива, углеродоемкость ВВП Узбекистана в 2015 году снизилась на 33,6 процента относительно 2010 года. И сейчас в республике имеются благоприятные условия для достижения снижения этого показателя. В связи с этим Республика Узбекистан взяла на себя количественное обязательство определяемого на национальном уровне вклада — уменьшение к 2030 году удельного выброса парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на десять процентов от уровня 2010 года, что включено в стратегию как один из целевых показателей ее реализации. Наряду с этим предусматриваются модернизация инфраструктуры промышленных предприятий и обеспечение их устойчивости за счет повышения энергоэффективности на 20 процентов и более широкое применение чистых и экологически безопасных технологий и промышленных процессов.

В настоящее время также осуществляются системное продвижение и реализация инициатив Республики Узбекистан, выдвинутых Президентом страны на саммите ШОС 14 июня 2019 года в Бишкеке. В частности, по формированию проекта программы «Зеленый пояс» ШОС в целях широкого внедрения в странах данной организации современных ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

По нашему мнению, на нынешнем этапе наряду с целенаправленным формированием новой системы отношений с природой важно развивать эффективный правовой механизм поэтапного развития «зеленой экономики» страны, шире вовлекать инвестиции в энергоэффективность, возобновляемую энергетику, внедрение «зеленых технологий».

 

Борий АЛИХАНОВ, заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса,

Сергей САМОЙЛОВ, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса

 

Источник: газета «Народное слово»

 

События и даты

 

Выборы 2019 года

 

 

Независимости

 Узбекистана 28 лет


2019 год объявлен в Узбекистане Годом активных инвестиций и социального развития




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх