ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Амир Тимур
      В  УЗБЕКИСТАНЕ  2020  ГОД  ОБЪЯВЛЕН  ГОДОМ  РАЗВИТИЯ НАУКИ, ПРОСВЕЩЕНИЯ  И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ                      НЕЗАВИСИМОСТИ  УЗБЕКИСТАНА  –  29  ЛЕТ                            УЗБЕКИСТАН  –  СТРАНА  ОГРОМНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И  ИНВЕСТИЦИОННЫХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

 

Главная

Узбекистан

Президент

Внешняя политика

Экономика

Законодательство

Туризм

Посольство

Yangiliklar

Новости

News

Мультимедиа

Консульские вопросы

Виза в Узбекистан

Контакты






































 

GISMETEO: Погода по г.Ташкент
GISMETEO: Погода по г.Бишкек

 

Актуальные проблемы повышения социально-экономической  стабильности в условиях пандемии

 Н о в о с т и

Актуальные проблемы повышения социально-экономической стабильности в условиях пандемии

 

Ибрагимова Найля Мурадовна
Институт прогнозирования и макроэкономических исследований,
руководитель проекта, PhD, nibragimova@ifmr.uz


Аннотация: В условиях эпидемиологического кризиса важна как политика социальной устойчивости, так и политика экономического роста. В Узбекистане основой эффективного антикризисного управления стало принятие мер социальной защиты и меры по смягчению и экономических последствий COVID-19.
Ключевые слова: доходы, социальная поддержка, экономическая стабильность, антикризисные меры, Узбекистан

В современных условиях одной из основных проблем, стоящих перед страной, является решение проблем повышения социально-экономической стабильности, оказание мер поддержки доходов и уровня жизни населения в условиях разворачивающихся кризисных явлений глобальной пандемии.
Пандемия коронавируса продемонстрировала, что важна как политика социальной устойчивости, так и политика экономического роста. Основой эффективного антикризисного управления в условиях эпидемиологического кризиса стала готовность человечества к солидарности: народы и правительства сделали важный выбор между экономическим ростом, получением дохода и сохранением здоровой жизни людей.
Наиболее успешно действовали некоторые азиатские страны (Тайвань, Сингапур и Гонконг), которые оперативно применили новые методы борьбы, позволившие быстро выявлять случаи заражения и оперативно их локализовать, что чрезвычайно важно на ранних стадиях внезапной вспышки эпидемии и сдержало развитие эпидемии. Немалую роль в успехе Тайваня сыграли наработанная теоретические концепции и конкретные практические методы реагирования, разработанные созданным после вспышки SARS в регионе в 2003 году Центром эпидемического контроля за распространением инфекционных болезней, включающим несколько научно-исследовательских центров и правительственных учреждений. В Европе и в США реагировали очень медленно, не выявляя инфицированных и не отслеживания потенциальных зараженых, их система здравоохранения еще не была готова принять такое количество заболевших.
Распространение коронавируса ёще раз доказало важность здоровья как основной части человеческого капитала и необходимость готовности системы здравоохранения. Узбекистан предпринимает усиленные меры для дальнейшего нераспространения коронавируса в стране. Особое внимание уделено организации качественных медицинских услуг населению, профилактике заболевания, организации ухода за больными в соответствии с международными стандартами.
В целях уменьшения последствий распространения коронавирусной инфекции и организации оказания эффективных медицинских услуг больным Министерством здравоохранения Республики Узбекистан создан резерв свыше 5 тысяч койко-мест в государственных медицинских учреждениях. Разрешено негосударственным медицинским организациям оказывать медицинские услуги больным, зараженным коронавирусной инфекцией, отнесенной к числу инфекционных заболеваний, требующих принятия экстренных профилактических и противоэпидемиологических мер, в порядке исключения, на срок до 1 сентября 2020 года, на основе договоров, заключенных между Министерством здравоохранения Республики Узбекистан и негосударственными медицинскими организациями. Расходы негосударственных медицинских организаций, связанные с оказанием медицинских услуг больным, зараженным коронавирусной инфекцией, покрываются за счет средств Антикризисного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан.
Однако задачей государства как стабилизатора также является воспроизводство предсказуемых условий жизни населения, что позволит продолжать ставить цели и зарабатывать доходы.
Исходя из глобальных последствий пандемии коронавируса, эксперты ожидают быстрый спад экономического роста и неизвестной медленное восстановление. А затяжная рецессия или спад экономического роста – это резкий рост безработицы, рост риска обеднения населения, спад бюджетных поступлений, и как следствие сокращение возможностей потребительских и государственных расходов на социальную сферу и здравоохранение.
На видеоселекторном совещании под руководством Президента Узбекистана 19 марта говорилось о наличии рисков снижения темпов роста ВВП страны в этом году на 1,8п.п.
Основной фактор снижения экономического роста и доходов населения - влияние закрытия предприятий или сокращение расходов на непродовольственные товары и услуги в результате масштабного локдауна предприятий розничной торговли, общепита и сферы услуг, а также изменение потребительских предпочтений населения, выражающееся в росте склонности к сбережениям.
Предварительная оценка изменения сокращения расходов на услуги и непродовольственные товары в результате масштабного локдауна показала, что темп роста потребительского спроса в результате масштабных карантинных мер может снизить объемы потребления непродовольственных товаров и услуг на 10-15%. А поскольку доля непотребительских товаров и сферы услуг составляет около 50% в структуре потребительских расходов, то общее снижение емкости потребительского рынка (объема потребительских расходов населения) может составить до 7% от текущих объемов потребления. Однако здесь также будет необходимо учесть возможности возмещения неудовлетворенного в период карантина потребительского спроса после отмены карантина (в части оказания услуг и продаж непродовольственных товаров), принятые меры поддержки населения и оказания бесплатной медицинской помощи и продовольственной поддержки уязвимых слоев населения, выдачи кредитов предприятиям частного сектора на выплату заработных плат за счет средств государственного бюджета и различных благотворительных фондов, переход на дистанционное оказание услуг. В результате потенциальное снижение расходов может составить меньшую величину (3 % от текущих потребительских расходов).
Второй фактор падения доходов – сокращение денежных переводов трудовых мигрантов. Так, согласно прогнозам Всемирного банка [1], из-за сочетания глобальной пандемии коронавируса и снижения цен на нефть в 2020 году объём денежных переводов в странах Центральноазиатского региона сократится почти на 28% (или на 1 млрд долл для Узбекистана). В результате, поскольку расчетная доля трансфертов трудовых мигрантов в общих доходах населения составляет 10% (около 38 трлн сум), падение трансфертов на 20-22% может привести к сокращению объема совокупных доходов населения на около 2п.п. (20%-ное падение 10% совокупных доходов).
Сокращение доходов в совокупности с влиянием других негативных факторов (сокращение занятости, рост склонности к сбережениям, возможное ускорение инфляционных процессов), потребовало введения действенных мер социального обеспечения, что крайне важно для защиты бедного и уязвимого населения во время нынешнего кризиса.
В целях сохранения доходов людей, стабильной работы наших предприятий, 19 марта подписан указ Президента о первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия пандемии на экономику Узбекистана [2]. В Узбекистане создается Антикризисный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан в объеме 10 триллионов сумов в целях обеспечения макроэкономической стабильности, бесперебойной работы отраслей и сфер экономики, эффективной социальной поддержки населения в период противодействия распространению коронавирусной инфекции и других глобальных рисков, недопущения резкого снижения доходов населения страны. Средства фонда будут направлены на
• предотвращение распространения коронавируса, обеспечение медицинских учреждений лекарствами, средствами защиты и диагностики, своевременное финансирование карантинных расходов, мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции;
• Поддержка предпринимательства и занятости населения;
• Расширение социальной поддержки населения;
• Обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики.
Из Антикризисного фонда выделено дополнительно 3,6 триллиона сумов на социальную сферу и строительство объектов инфраструктуры. В частности, решение проблем 152 проектов позволит создать свыше 10 тысяч новых рабочих мест. Так, в месячный срок будет сформулирован на 2020 год перечень дополнительных инфраструктурных проектов в регионах республики, финансируемых за счет средств Антикризисного фонда и предусматривающих строительство, реконструкцию и ремонт:
• объектов инфраструктуры малых промышленных зон – на сумму 400 млрд сум;
• улиц городов и иных населенных пунктов, текущий ремонт дорог общего пользования – 1 трлн сум;
• объектов водоснабжения и канализации – 500 млрд сум;
• объектов ирригации и мелиорации – 400 млрд сум;
• объектов здравоохранения – 500 млрд сум;
• общеобразовательных школ и других объектов социальной сферы – 800 млрд сум;
• других объектов, обеспечивающих повышение экономической активности и расширение занятости, в том числе расширение объемов ипотечного кредитования.
Фонду общественных работ из Антикризисного фонда будет выделено дополнительно 200 миллиардов сумов. Эти средства будут направлены на трудоустройство, строительство дополнительных объектов инфраструктуры в махаллях. Государственному фонду по поддержке предпринимательской деятельности будет выделено дополнительно 500 миллиардов сумов для содействия субъектам бизнеса, создающим рабочие места.
Министерству финансов, Министерству занятости и трудовых отношений поручено предоставлять за счет средств Антикризисного фонда беспроцентные ссуды для выплаты заработной платы субъектам предпринимательства, приостановившим свою деятельность в связи с объявлением карантина. Родителям, смотрящим за детьми в карантине будет выплачиваться стопроцентное пособие по временной нетрудоспособности.
Определен ряд мер по поддержке населения, особенно его социально уязвимых категорий. Автоматически продлевается назначение пособий семьям с детьми, по уходу за ребенком и материальной помощи, чьи сроки выплаты кончаются в марте-июне Кабинету Министров поручено упростить процедуры оценки нуждаемости семей в получении социальных пособий [3]. Ожидаемый результат - рост количества получателей пособий на 123 тыс. семей.
На фоне борьбы с коронавирусной инфекцией организовано обеспечение доставки продуктов питания нуждающимся семьям, одиноким пожилым людям, инвалидам и другим уязвимым слоям населения.
Предпринят ряд мер административного и экономического характера с целью недопущения роста цен на продукты питания и другие потребительские товары, а также реструктуризации коммерческих кредитов хозяйствующих субъектов, которые пострадали от сложившейся ситуации с коронавирусом. Установлены нулевые ставки таможенной пошлины и акцизного налога на ввоз важнейших товаров — продовольственных (мясо, рыба, мука, сахар, молочные изделия, растительное масло, яйца, лук и другие) и гигиенических средств. Сдерживание роста цен на продукты питания обеспечит доступность определенных привычных продуктов питания для весьма широких слоев населения, предотвратит снижение уровня и качества жизни.
Вспышка коронавируса привела к тому, что во многих странах сейчас действует строгий режим карантина, компании отправили своих сотрудников работать из дома, школы и университеты также перевели учащихся на удаленное обучение.
Карантин открыл миру множество интересных ресурсов по дистанционному обучению и продвинул значительно сетевое взаимодействие в развитии дистанционного образования edtech. В школах развиваются цифровые платформы, предлагающие множество вариантов уроков и самостоятельной работы. Быстро растут глобальные платформы МООС — массовых открытых онлайн-курсов.
Таким образом, страны, которые без промедления сели на карантин, в частности, Тайвань и Сингапур, не только ограничили распространение инфекции, но и сгладили самые неприятные социально-экономические последствия пандемии. Рецессия грозит массовой безработицей и социальной неустойчивостью. Поэтому Узбекистаном прият ряд мер, в том числе масштабные социальные инвестиции и стратегии поддержки предприятий и населения, чтобы предотвратить социально-экономическую неустойчивость.

Список литературы:
1. “Всемирный банк прогнозирует самое масштабное сокращение объёма денежных переводов за последнее время” Пресс-релиз Группы Всемирного банка от 22 апреля 2020 г. https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2020/04/22/world-bank-predicts-sharpest-decline-of-remittances-in-recent-history
2. Указ Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 года УП№-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений»
3. Указ Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года №УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии».


Источник:
ИА «Дунё»

 

 

 

 

 

События и даты

 

 

ИА «Дунё» представляет экспортеров Узбекистана

 

Новое здание Министерство инновационного развития Республики Узбекистан

Международные выставки в Узбекистане в 2021 году

 

 

Вниманию компаний-экспортеров, осуществляющих свою деятельность в Республике Узбекистан!

 

 

Выборы 2019 года

 

Независимости

 Узбекистана 29 лет


2020 год объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики




Проблемы Аральского моря


Всемирное культурное наследие «Мерос»


Туризм


Общество


Экономика


Культура


Спорт


Фотогалерея


На главную страницу

 

© www.uzbekistan.kg  2018

На верх